Navigation bar
  Print document Start Previous page
 52 of 574 
Next page End  

Уотсоном и его последователями.
Пиаже (Piaget) со своей стороны начиная с 1923 года показывал, что развитие интеллекта
ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает, и тем,
что он стремится понять.
В недрах самого бихевиоризма психолог Толмен (Tolman, 1948) уже подверг сомнению схему
S—R как слишком упрощенную и ввел между этими двумя членами важную, по его мнению,
переменную — психические процессы данного индивидуума [*], зависящие от его наследственности,
физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула. Как мы видели, Бандура тоже
отводит определенную роль в оценке последствий нашего поведения процессам познания. Мы вернемся
к этим аспектам теорий научения в главе 7, а пока дадим лишь краткую характеристику направлений,
непосредственно вливающихся в русло когнитивной психологии.
[Видоизмененная схема Толмена имеет вид S—I—R, где I — индивидуум.]
Гештальтпсихология. Немецкое слово «гештальт» означает форму, организацию или
конфигурацию. Гештальтизм, или психология формы,
течение, возникшее в Германии в начале
нашего века. По мнению теоретиков этого учения, предметы, из которых состоит окружающая нас
реальная среда, воспринимаются нашими чувствами не в виде отдельных элементов, которые должны
интегрироваться либо сознанием, как полагали структуралисты, либо механизмами обусловливания, как
утверждают бихевиористы.
Для К¸лера (Kohler, 1921) и гештальтистов окружающий нас мир состоит из организованных
форм и само наше восприятие этого мира также организованно.
Рис. 2.14. Немецкий психолог Вольфганг К¸лер (1887-1967). Он был учеником Вертгеймера
основателя гештальт-теории — и старался распространить эту теорию в США в противовес
бихевиоризму. Ему принадлежит также книга «Интеллект высших обезьян» (см. гл. 1).
Ряд следующих один за другим музыкальных тонов, воспроизводимых в определенном порядке
и в заданном ритме, слагается в мелодию, которая есть нечто большее, чем простая последовательность
звуков; если изменить порядок нот или изменить хотя бы одну из них, изменится вся мелодия. Значит,
мы воспринимаем некое организованное целое, а не просто сумму его частей (рис. 2.15).
Рис. 2.15. Кто возьмется утверждать, что он видит на этом рисунке не крест, а семь точек? На
первый взгляд это, конечно, крест; таким образом, целое, образуемое точками, совсем не то, что их
простая сумма.
Возможно, что механизмы такой организации восприятий существуют еще до рождения.
Некоторые наблюдения, по-видимому, подтверждают эту гипотезу. Если, например, предъявить только
что вылупившимся цыплятам мелкие предметы разной формы, то они будут клевать гораздо чаще
округлые предметы, чем какие-либо иные. Это узнавание формы существенно для выживания, так как
цыплятам не нужно «научаться» отличать зернышко от других предметов, более опасных или менее
удобоваримых; эта «форма» как бы навязывается им с первых попыток выбора пищи. По-видимому, так
же обстоит дело с младенцем: с самых первых недель жизни он проявляет больше интереса к форме
Hosted by uCoz