Navigation bar
  Print document Start Previous page
 520 of 574 
Next page End  

Т
Т)
2
,
а затем результаты, полученные по всех таких сравнениях, складывают:
?² = ?
Т
Т)
2
.
В нашем случае все это можно представить следующим образом:
Э
Т
Э - Т
(Э - Т)²
Т
Т)
2
Наркотик, ухудшение
13
9
+4
16
1,77
Наркотик, улучшение
2
6
-4
16
2,66
Без наркотика,
ухудшение
5
6
-4
16
1,77
Без наркотика,
улучшение
10
6
+4
16
2,66
?² = ?
Т
Т)
2
= 8,66
Для расчета числа степеней свободы число строк в табл. 2 (в конце приложения Б) за вычетом
единицы умножают на число столбцов за вычетом единицы. Таким образом, в нашем случае число
степеней свободы равно (2 - 1) • (2 - 1) = 1.
Табличное значение ?²
(см. табл. 2 в дополнении Б.5) для уровня значимости 0,05 и 1 степени
свободы составляет 3,84. Поскольку вычисленное нами значение ?² намного больше, нулевую гипотезу
можно считать опровергнутой. Значит, между употреблением наркотика и глазодвигательной
координацией действительно существует связь [*].
[Следует, однако, отметить, что если число степеней свободы больше 1, то критерий ?²
нельзя
применять, когда в 20 или более процентах случаев теоретические частоты меньше 5 или когда хотя бы
в одном случае теоретическая частота равна 0 (Siegel, 1956).]
Критерий знаков (биномиальный критерий)
Критерий знаков
это еще один непараметрический метод, позволяющий легко проверить,
повлияла ли независимая переменная на выполнение задания испытуемыми. При этом методе сначала
подсчитывают число испытуемых, у которых результаты снизились, а затем сравнивают его с тем
числом, которого можно было ожидать на основе чистой случайности (в нашем случае вероятность
случайного события 1:2). Далее определяют разницу между этими двумя числами, чтобы выяснить,
насколько она достоверна.
При подсчетах результаты, свидетельствующие о повышении эффективности, берут со знаком
плюс, а о снижении — со знаком минус; случаи отсутствия разницы не учитывают.
Расчет ведется по следующей формуле:
Z =
2
2
)
5
,
0
(
n
n
X
,
где X сумма «плюсов» или сумма «минусов»;
n/2 число сдвигов в ту или в другую сторону при чистой случайности (один шанс из двух [*]);
0,5 — поправочный коэффициент, который добавляют к X, если X < n/2, или вычитают, если X >
n/2.
[Такая вероятность характерна, например, для n
бросаний монеты. В случае же если n
раз
бросают игральную кость, то вероятность выпадения той или иной грани уже равна одному шансу из 6
(n/6).]
Если мы сравним в нашем опыте результативность испытуемых до воздействия (фон) и после
воздействия, то получим
Hosted by uCoz