Navigation bar
  Print document Start Previous page
 53 of 574 
Next page End  

различных элементов человеческого лица, чем к другим особенностям этих элементов.
Хотя гештальтизм как таковой уступил место другим направлениям психологии, его вкладом в
эту науку никак не следует пренебрегать. Действительно, многие концепции, выдвинутые
гештальтпсихологами, вошли в различные разделы психологии — от изучения восприятия до динамики
групп (сама группа — это тоже некое целое, отличное от простой суммы входящих в нее
индивидуумов) (см. документ 2.10).
Конструктивизм. Пиаже швейцарский психолог, известный своим конструктивистским
подходом к умственному развитию индивидуума. В результате своих исследований по формированию
мышления и речи он пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет собой результат
постепенного процесса, состоящего из последовательных ступеней или стадий (Piaget, 1936).
Рис. 2.16. Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980). Поставив перед собой задачу
выяснить, каким образом индивидуум познает реальный мир, он пришел к изучению мышления и его
развития у ребенка.
Ребенок, пытаясь понять окружающую действительность, постоянно сталкивается с новыми
проблемами, нарушающими уже сложившиеся у него представления о мире. Согласно Пиаже и
конструктивистам, фактором, побуждающим ребенка искать новые ответы на эти проблемы, является
внутренний процесс «уравновешивания». Именно таким путем ребенок шаг за шагом преодолевает
ступени познания, которое дает ему возможность подступаться ко все более и более сложным областям
(см. документ 2.11).
Это продвижение вперед определяется совместным воздействием созревания нервной системы,
опыта обращения с различными предметами и таких социальных факторов, как язык и воспитание.
Здесь нет ничего врожденного. По мнению Пиаже, наследственно и потому присуще всем людям только
функционирование интеллекта. Этим объясняется то, что все дети проходят различные стадии в одной и
той же последовательности, причем некоторые проходят через все стадии, тогда как у других развитие
тормозится или блокируется на каком-то этапе из-за недостатка одного или нескольких необходимых
факторов.
Взгляды Пиаже значительно отличаются, таким образом, от взглядов бихевиористов, которые
утверждают, что ребенок даже в очень раннем возрасте при надлежащем воспитании и обучении мог бы
освоить, например, алгебру.
Когнитивная психология. На фоне слабостей бихевиористской модели, неспособной
удовлетворительно объяснить такие явления, как язык, память, рассудочное мышление или мысленные
образы, в США распространялось, главным образом в 70-е годы, направление, названное когнитивной
психологией. Его сторонники утверждают, подобно Толмену, что любая ассоциация между стимулом и
реакцией создается сначала в мозгу.
Кроме того, данные теории информации и ее приложения к вычислительным машинам, а также
исследования в области развития речи позволяют по-новому понимать механизмы усложнения
психических процессов.
Число исследований в этой области, во всех ее направлениях постоянно растет, так что лидера
или главного теоретика как такового в ней нет. Среди наиболее перспективных тем следует назвать
изучение мысленных образов, в частности работы Косслина (Kosslyn, 1975), и особенно процветающее
направление — анализ организации памяти (Tulving, 1972). Отметим также вопрос о мотивации,
которую прежде считали «движущей силой» наших действий; сейчас представители когнитивной
психологии рассматривают ее скорее как «селективный механизм», выбирающий из возможных форм
поведения ту, которая лучше всего соответствует состоянию психики или планам данного индивидуума
Hosted by uCoz