Navigation bar
  Print document Start Previous page
 55 of 574 
Next page End  

По Роджерсу (Rogers, 1961), в каждом человеке от рождения заложено стремление полностью
реализовать себя, и он наделен силами, необходимыми для развития всех своих возможностей. Однако
воспитание и нормы, установленные обществом, более или менее эффективно принуждают его забыть о
собственных чувствах или потребностях и принять ценности, навязанные другими.
Рис. 2.18. Американский психолог Карл Роджерс (1902-1987)
один из самых известных
представителей гуманистической школы. Его терапевтический метод основан на том, чтобы дать
больному возможность осознать свои истинные чувства и самостоятельно идти к реализации своих
способностей.
Роджерс утверждает, что при таком положении вещей личность развивается совсем не так, как
следовало бы в идеале. В этом отклонении и кроется источник неудовлетворенности и аномалий
поведения, которыми страдают многие люди.
Другой психолог — Маслоу (Maslow, 1962; рис. 2.19) — выдвинул гипотезу, согласно которой
по причинам, сходным с указанными Роджерсом, возможности людей удовлетворить свои основные
потребности очень часто бывают ограничены, а это препятствует возникновению и удовлетворению
потребностей более высокого уровня, таких как самоуважение или самореализация.
Рис. 2.19. Американский психолог Абрам Маслоу (1908-1970) — создатель иерархической
теории потребностей и самореализации, к которой он пришел, изучая жизнь великих людей и людей,
сумевших добиться полной самореализации.
Гуманистический подход дальше всех других отходит от научной психологии, отводя главную
роль личному опыту человека. По мнению гуманистов, индивидуум способен к самооценке и может
самостоятельно находить путь к расцвету своей личности (см. документ 2.13).
Главная претензия, предъявляемая гуманистам, состоит в том, что субъективность их подхода
затрудняет установление разницы между мнением человека о самом себе и тем, что он есть на самом
деле; например, человек может считать, что он превзошел себя, выдвигая и отстаивая идеи,
направленные на благоденствие человечества, не сознавая, что в повседневной жизни он ведет себя как
законченный эгоист.
Социально-психологический подход
Человек — существо общественное, которому, для того чтобы выжить, необходим целый ряд
социальных связей. Постоянное взаимодействие со своими партнерами формирует его личность во всех
аспектах, какие только можно себе представить.
Социальная психология выделилась как самостоятельный раздел науки к середине нашего века.
Hosted by uCoz