Navigation bar
  Print document Start Previous page
 56 of 574 
Next page End  

Она стремится понять и объяснить, почему данная форма поведения вызывается тем, а не другим
аспектом социальной среды (Zajonc, 1965). Она изучает в числе прочего тот факт, что большая часть
наших социальных восприятий больше зависит от истолкования данной ситуации, чем от самой этой
ситуации (Kelley, 1967); социальная психология пытается показать, каким образом наши чувства и наши
мысли формируются в результате влияний, оказываемых людьми друг на друга (Asch, 1951; Festinger,
1957; Schachter, 1959; Moscovici, 1979).
Таким образом, описанное направление нельзя назвать собственно школой, а перечисленные
имена далеко не отражают всего многообразия социально-психологических исследований. Эти
исследования позволяют получать сведения, необходимые для расшифровки природы человека,
поскольку они уточняют, как формируются отношения, устанавливаются связи, происходят социальные
изменения, создается лидерство некоторых индивидуумов или развиваются конформизм и подчинение
авторитету (см. документ 2.14).
Заключение
Все описанные здесь школы и направления, очень часто придерживающиеся несовместимых
концепций, легко могут привести в замешательство тех, кто впервые приступает к изучению
психологии и стремится найти истину (см. гл. 10 и 12).
Чему верить? К какому примкнуть лагерю?
Для того чтобы это стало яснее, можно «рассортировать» различные школы в соответствии с их
представлениями о том, как формируется поведение индивидуума.
Можно, например, для каждого из существующих направлений попытаться ответить на
следующие вопросы: рассматривается ли поведение как врожденное или приобретенное? какими
факторами оно детерминируется — внутренними или внешними? ориентировано ли оно в
определенных направлениях или формируется в зависимости от обстоятельств?
Является ли поведение врожденным или приобретенным? Многие направления, в том числе
этология и особенно социобиология, а также гештальтизм придают важное значение врожденным
факторам в становлении различных форм поведения.
Гуманисты полагают, что человек рождается с тенденцией реализовать свои возможности в
максимальной степени.
Психоаналитики, напротив, утверждают, что, даже если мы и наследуем некоторые инстинкты,
главная роль в формировании личности принадлежит событиям, пережитым в детстве.
Таких же взглядов придерживаются конструктивисты, принадлежащие к школе Пиаже. По их
мнению, человек наследует только способ функционирования интеллекта, так как последний может
развиваться лишь путем ряда приобретений, представляющих собой результат взаимодействий
индивидуума с различными предметами, главным образом в первые 12 лет жизни.
Что касается социальных психологов и особенно бихевиористов, то становление личности, по их
мнению, в большой мере зависит от наших взаимодействий с окружающей средой, как физической, так
и социальной.
Является ли развитие индивидуума направленным? Многие школы психологов выдвигали
идею о поэтапном развитии, при котором все индивидуумы проходят определенные стадии в
одинаковой последовательности. Такого мнения придерживаются, например, психоаналитики со своей
концепцией развития личности и конструктивисты — с концепцией развития интеллекта.
Этологи и социобиологи считают, что поведение определяется программой, имеющейся от
рождения, в которой точно зафиксированы направления развития различных форм поведения.
Гуманисты тоже считают, что направление развития организма предопределено и что он стремится к
единственной цели — к достижению полного расцвета. Некоторые теоретики говорят даже о
преднамеренности в характере развертывания различных стадий жизни.
Одни лишь бихевиористы сводят развитие к реакциям на последовательные ситуации и
выработке условных рефлексов при разнообразных обстоятельствах, с которыми сталкивается
индивидуум, независимо от того, в какой момент жизни это происходит.
Детерминированы ли мы или обладаем возможностью
свободного выбора?
Кто мы —
существа-объекты или существа-субъекты?
Для бихевиористов и социобиологов нет никакого сомнения, что мы в основном
детерминированы; первые утверждают, что нас детерминирует среда, в которой мы живем, а вторые,
напротив, считают, что детерминация вписана в наши гены и в механизмы, которые мы наследуем.
Hosted by uCoz