Navigation bar
  Print document Start Previous page
 60 of 574 
Next page End  

путем фактов, которые подтвердили бы ее или опровергли.
Наконец, четвертый этап — это интерпретация экспериментальных данных с целью создания
теории. Если какая-то теория уже существует, то полученные данные, в случае их достаточной
убедительности, позволят усовершенствовать ее или же пересмотреть, а может быть, и отбросить.
Чаще всего этот четвертый этап приводит к новым гипотезам, которые в свою очередь
позволяют продвинуть исследования дальше.
Документ 2.5. В лаборатории Вундта в 1879 году
Поставим себя на место испытуемого, который впервые входит в эту первую лабораторию
экспериментальной психологии... Что он там увидит?
В зависимости от цели проводимого исследования испытуемому дают возможность
воспринимать те или иные феномены: перед ним возникают разные краски, их яркость уменьшается или
возрастает; они сопровождаются или не сопровождаются звуками...
Испытуемый сидит в удобной позе. Его уже ознакомили с методом экспериментальной
интроспекции, который состоит в том, чтобы осознавать происходящее и описывать его в момент
воздействия стимула. Испытуемого просят описать словами ощущения, вызванные в нем стимулом, и в
частности связь между ощущением и сопровождающим его чувством: «красный цвет возбуждает», а
«синий, как мне кажется, успокаивает»; «этот пронзительный звук более неприятен, чем
предшествующий» и т. п.
Экспериментаторы пытаются таким образом исследовать содержание сознания,
т. е. элементы
«мыслительной материи», которыми для структуралистов служат ощущения, чувства и образы; они
стараются идентифицировать качества этих элементов и установить, как создаются связи между ними.
Документ 2.6. Функционалисты и роль сознания
Первые работы о навыках и о роли сознания в их образовании принадлежат главным образом
сотрудникам и ученикам Джеймса — Энджеллу (Angell), Холлу (Hall) и Дьюи (Dewey).
Рис. 2.22. Форд модели T в начале века был одной из самых многочисленных автомашин на
дорогах США. Именно в эту эпоху сотрудники Джеймса пытались выяснить роль сознания в обучении.
Приведем пример. Когда человек учится водить машину и впервые садится за руль, все его
чувства обострены; глаза прикованы к дороге и ко всему, что на ней находится. Все его мышцы
напряжены, руки сжимают руль, поза скованная, а ноги на педалях совершенно утратили гибкость; он
целиком поглощен всем происходящим и собственными действиями. Но чем больше проходит времени,
тем его движения становятся точнее, напряженность исчезает; осознанность производимых действий
уменьшается до такой степени, что вскоре он ведет машину почти автоматически. Человек может
проехать десятки километров без того, чтобы в тысячах совершенных за это время движений
потребовалось участие сознания. Он может быть занят чем-то другим (любоваться пейзажем,
разговаривать с пассажиром и т. п.).
Именно так функционалисты объясняют выработку новых навыков и ту функцию, которую
выполняет при этом сознание, помогая организму обучаться.
Hosted by uCoz