Navigation bar
  Print document Start Previous page
 116 of 617 
Next page End  

Психофармаколог
Контрольные вопросы
1. Какими формами надежности и валидности должны обладать клинические средства оценки?
2. Каковы сильные и слабые стороны формализованных и неформализованных интервью?
3. В чем сила и слабость проективных тестов, личностных опросников и других видов
клинических тестов?
4. Перечислите и опишите основные современные проективные тесты.
5. Каковы основные свойства теста MMPI?
6. Как клиницисты определяют, связаны ли психологические проблемы с повреждением мозга?
7. Опишите способы, при помощи которых клиницисты могут наблюдать за поведением своих
пациентов.
8. В чем заключается цель клинического диагноза?
9. Опишите DSM-IV. С какими проблемами можно столкнуться при использовании
классификационных систем и при постановке клинического диагноза?
10. Насколько эффективна терапия по результатам терапевтических исследований?
Глава 4. Генерализованное тревожное расстройство и фобии
Боб Дональдсон, 22-летний плотник, обратился к психиатру окружной больницы. С самого
начала разговора стало ясно, что Боб встревожен. Были видны его напряжение, волнение и страх. Он
присел на край стула, постукивая об пол ногой, и принялся вертеть в руках карандаш со стола
психиатра.
Рассказывая о своей проблеме, он не мог сидеть спокойно, перемежал слова вздохами и паузами,
часто менял позу:
Боб: Этот месяц был ужасен. Кажется, что я ничего не могу делать. Я не знаю, куда иду и
откуда. Боюсь, что схожу с ума или что-то в этом роде.
Доктор: Почему Вы так думаете?
Боб: Я не могу сосредоточиться. Мой начальник просит меня что-либо сделать, и я берусь за
дело, но, не успев ступить и пяти шагов, забываю, за что принялся. Начинает кружиться голова, я
чувствую, как стучит сердце, и все вокруг становится как бы мерцающим или очень далеким от или
каким-то... — это трудно передать!
Доктор: Что приходит Вам на ум, когда вы так себя чувствуете?
Боб: Я просто думаю: «О Боже, мое сердце стучит, в голове все плывет, в ушах стоит звон — я
или умираю, или схожу с ума».
Доктор: И что происходит потом?
Боб: Ну, это длится всего несколько секунд, я имею в виду сильное ощущение. Я возвращаюсь на
землю, но потом все время волнуюсь, думаю, что со мной такое, или проверяю свой пульс, чтобы
узнать, насколько он частый, или трогаю ладони, чтобы проверить, не вспотели ли они.
Доктор: Замечают ли окружающие, что с вами происходит?
Боб: Знаете, вряд ли. Я скрываю это. Я не встречаюсь с друзьями... Я «не с ними», когда
нахожусь с ними рядом, — только сижу и переживаю... Так что, как бы то ни было, я просто иду
домой и включаю телевизор или нахожу страничку спорта, однако не воспринимаю то, что вижу.
Затем Боб сказал, что ему пришлось оставить игру в софтбол из-за быстрой утомляемости и
проблем с концентрацией внимания. Несколько раз за последние две недели он не мог идти на работу,
поскольку был «слишком нервозен». (Spitzer et al., 1983, р. 11-12)
Достаточно и куда меньших проблем, чем у Боба, чтобы пережить страх и тревогу. Подумайте о
тех минутах, когда ваше дыхание учащалось, мышцы напрягались, а сердце колотилось с внезапным
ужасом. Было ли это тогда, когда ваш автомобиль занесло на мокрой дороге? Когда преподаватель
объявил неожиданную контрольную? Или когда самый дорогой для вас человек уш¸л с кем-то другим,
или ваш начальник посоветовал вам лучше выполнять свою работу? Каждый раз, когда вы
сталкиваетесь с чем-то, что представляет угрозу вашему благополучию, вы можете реагировать
состоянием смятения, известным как страх. Бывает так, что вы не способны точно указать
Hosted by uCoz