Navigation bar
  Print document Start Previous page
 123 of 617 
Next page End  

развития генерализованного тревожного расстройства, социокультурные различия являются не
единственными факторами, определяющими его появление. В конце концов, у большей части тех, кто
беден, пострадал на войне, подвергается политическому давлению или живет в опасном месте,
тревожные расстройства не возникают. Даже если социокультурные факторы играют большую роль,
ученые еще должны объяснить, почему у некоторых людей эти расстройства развиваются, а у других —
нет. Психодинамическая, гуманистически-экзистенциональная, когнитивная и биологическая научные
школы пытались объяснить, почему, и предлагали соответствующие методы лечения.
Психодинамическая модель
Зигмунд Фрейд (1933, 1917) считал, что каждый человек в той или иной степени испытывает
тревогу в процессе своего воспитания. Он предположил, что мы чувствуем реалистическую тревогу,
когда сталкиваемся с действительной опасностью. Когда же наши родители или обстоятельства
постоянно удерживают нас от выражения импульсов Ид, мы испытываем невротическую тревогу. А
когда нас наказывают или угрожают нам за то, что мы выражаем импульсы своего Ид, мы испытываем
моральную тревогу. Теоретически, мы все используем защитные механизмы Эго, чтобы справиться с
этими формами тревоги. В дальнейшем Фрейд утверждал, что у некоторых людей тревога может быть
излишней, а механизмы ее контроля — неадекватными, что и приводит к развитию генерализованного
тревожного расстройства.
Психодинамическая теория образования тревожных расстройств
Фрейд предположил, что генерализованное тревожное расстройство возникает в том случае,
когда защитные механизмы человека не выдерживают стресса и захлестываются невротической и
моральной тревогой. Это может произойти, когда у человека очень высокий уровень тревожности. Если
маленький мальчик получал шлепки всякий раз, когда плакал, требуя молока, будучи младенцем,
пачкал штаны, будучи двухлетним ребенком, исследовал свои гениталии, будучи четырехлетним,
возможно, он в конце концов поверит, что разнообразные импульсы его Ид по-настоящему опасны.
Тогда он может испытывать непреодолимое чувство тревоги каждый раз, когда у него возникают
подобные импульсы. Или защитные механизмы Эго могут быть слишком слабыми, чтобы справиться с
испытываемой суммой тревог. Дети, которые растут в условиях гиперопеки, защищаемые родителями
от всех фрустраций и угроз, имеют небольшие шансы на то, чтобы выработать эффективные защитные
механизмы. Когда они сталкиваются с требованиями взрослой жизни, их защитные механизмы могут
оказаться слишком слабыми, чтобы справиться с испытываемой тревогой.
Хотя сторонники современной психодинамической теории часто не согласны с некоторыми
специфическими взглядами Фрейда, они тоже уверены в том, что генерализованное тревожное
расстройство может проистекать из неадекватности отношений между родителями и детьми в раннем
возрасте.
Исследователи искали способы проверки этой психодинамической модели. Во-первых, они
пытались показать, что люди в большинстве своем в опасных ситуациях стремятся использовать
защитные механизмы. Некоторые экспериментаторы помещали испытуемых в ситуацию явной угрозы,
а затем измеряли, насколько хорошо они помнят событие, вызвавшее страх. Как и предсказывали
создатели психодинамической теории, испытуемые часто вытесняли (то есть забывали) многие детали
неприятного события (Rosenzweig, 1943, 1933).
Другие исследователи пытались доказать, что люди, страдающие генерализованным тревожным
расстройством, в особой степени используют защитные механизмы. В одном эксперименте испытатели
обратились к записям начала терапии клиентов с тревожными расстройствами. Когда к клиентам
обращались с просьбой рассказать о неприятных случаях в их жизни, они быстро забывали (вытесняли),
о чем только что шла речь, меняли тему разговора или испытывали негативные ощущения (Luborsky,
1973).
Другие изучали случаи чрезмерных наказаний в детстве за проявление импульсов ид. В
соответствии с теорией, они обнаружили высокий уровень тревожности у этих людей в более поздние
моменты жизни (Chiu, 1971). В тех культурах, где детей постоянно наказывают и запугивают, взрослые,
по-видимому, имеют больше страхов и тревог (Whiting et al., 1966). В дополнение к тому некоторые
исследования подтвердили психодинамическую позицию в том, что чрезмерная опека родителями
может также привести к образованию высокого уровня тревожности у детей (Jenkins, 1968; Eisenberg,
Hosted by uCoz