Navigation bar
  Print document Start Previous page
 140 of 617 
Next page End  

Бихевиористская теория
Бихевиористы считают, что люди с фобиями формируют свой страх перед определенными
объектами, ситуациями или событиями путем классического обусловливания. Однажды испытав страх,
люди избегают пугающих объектов или ситуаций, теряя возможность обрести контроль над своим
страхом.
Выработка реакций страха и избегания. Бихевиористы предложили классическое
обусловливание в качестве обычного пути приобретения реакций страха на объекты или ситуации,
которые не являются опасными в действительности (Wolpe & Plaud, 1997). При классическом
обусловливании два одновременно происходящих события становятся прочно связанными друг с
другом в уме человека, и затем человек одинаково реагирует на каждое из них (см. главу 2). Если одно
событие вызывает реакцию страха, то ее может вызывать и другое событие.
Классическое обусловливание процесс научения, в котором два события, неоднократно
возникающие одновременно, связываются в уме человека друг с другом, в результате чего вызывают
одинаковую реакцию.
Заболевание
Процент взрослых,
имеющих заболевание
и при этом проходящих
терапию, %
Количество
взрослых (за год),
проходящих
терапию, млн.
генерализованное тревожное
расстройство
27
1,6
агорафобия
23
1,4
социофобии
21
0,5
специфические фобии
12
1,5
Рисунок 4.6. Кто обращается за терапией тревожных расстройств? Ежегодно в Соединенных
Штатах более четверти людей, страдающих генерализованным тревожным расстройством, проходят
терапию. В то же время за врачебной помощью обращается лишь одна восьмая часть людей со
специфическими фобиями как расстройствами, менее влияющими на жизнь (Regier et al., 1993; Blazer et
al., 1991; Boyd et al., 1990).
В 1920-х годах ученые описали случай молодой женщины, которая, несомненно, приобрела
фобию текущей воды путем классического обусловливания (Bagby, 1922). Семилетним ребенком она
отправилась на пикник со своими матерью и тетей и после завтрака одна убежала в лес. Карабкаясь по
большим камням, она обнаружила, что ее нога застряла между двумя из них. Чем яростнее она
старалась освободиться, тем сильнее застревала. Никто не слышал ее криков, и она пугалась все больше
и больше. На языке бихевиористов эта ловушка из камней формировала реакцию страха:
Ловушка - Реакция страха
Пытаясь освободить ногу, девочка слышала неподалеку шум водопада. Звук бегущей воды
связался в ее уме с яростным сражением с камнями, и у нее также выработался страх перед бегущей
водой:
Бегущая вода - Реакция страха
Наконец тетя нашла плачущего ребенка, освободила его и успокоила, но психологическая травма
уже была нанесена. С того дня девочка боялась шума бегущей воды. В течение многих лет членам
семьи приходилось заставлять ее принимать душ. Когда она путешествовала поездом, ее друзьям
приходилось закрывать окна, чтобы она не видела никаких рек. Очевидно, что у молодой женщины
образовалась фобия путем формирования условного рефлекса, который понятным образом создает
обусловленную реакцию (ОР) страха.
<«У детей всегда плохо получалось слушаться старших, зато им всегда отлично удавалось им
подражать». — Джеймс Болдуин , «Пятая авеню»>
В терминах условно-рефлекторной теории, ловушка представляла собой безусловный стимул
(БС), Бегущая вода представляла собой условный стимул (УС), который ранее был нейтральным, но
стал в уме ребенка ассоциироваться с ловушкой и начал так же вызывать реакцию страха.
Новоприобретенный страх являлся условной реакцией (УР): 
БС: Ловушка - ОР: Страх
УС: Бегущая вода - УР: Страх
Hosted by uCoz