Navigation bar
  Print document Start Previous page
 23 of 617 
Next page End  

можно было отправить людей с психическими нарушениями. Совершенно очевидно, что эти заведения
начинали свою деятельность с наилучшими намерениями — обеспечить пациентам лечение и уход.
Однако по мере того как приюты переполнялись, они мало-помалу стали превращаться в своего рода
тюрьмы, где пациентов содержали в грязных помещениях и обращались с ними с немыслимой
жестокостью.
Например, в 1547 году лондонская Вифлеемская больница (Bethlehem Hospital) была отдана
городу королем Генрихом VIII исключительно для содержания в ней душевнобольных. В этом приюте
пациентов держали в цепях, и они так кричали, что их вопли были слышны всей округе. Фактически эта
больница превратилась в популярный туристский аттракцион; люди с удовольствием платили за то,
чтобы посмотреть на завывающих и что-то невнятно бормочущих обитателей приюта. Название этой
больницы, которое местные жители произносили как «Бедлам», стало означать хаотический шум.
Подобным же образом в «Башне лунатиков» в Вене пациентов содержали в узких проходах, через
внешние стены которых за ними могли наблюдать туристы.
Приют учреждение, которое в XVI веке предназначалось для оказания помощи людям с
психическими нарушениями. Большая часть подобных заведений практически превратилась в
настоящие тюрьмы.
Девятнадцатый век: моральное лечение
К 1800 году в лечении людей с психическими проблемами снова стали появляться некоторые
улучшения. Историки обычно указывают на парижский приют для душевнобольных мужчин Ла Бисетр
(La Bicetre) как на первое место проведения реформ в подобных больницах. В 1793 году, во время
Французской революции Филипп Пинель (Philippe Pinel) (1745-1826) стал там главным врачом. Он
доказывал, что пациенты — это больные люди, а болезни скорее следует лечить с помощью моральной
поддержки, а не цепями и побоями. Он предоставил больным свободу передвижений по больничной
территории, заменил мрачные темницы солнечными комнатами с хорошей вентиляцией и предложил
моральную поддержку и добрые советы как необходимую часть лечения. Подход Пинеля принес
ощутимые успехи. В самочувствии многих людей, просидевших десятилетия взаперти, за короткий срок
появились значительные улучшения, и эти пациенты были отпущены на волю. Позднее Пинель провел
подобные реформы в парижской больнице для женщин с психическими нарушениями Сальпетриер (La
Salpetriere).
Настоящий шок вызывают методы, которые использовались в приютах для душевнобольных,
— некоторые такие средства продолжали использоваться даже в период реформ XIX века. Многие
пациенты, особенно буйные, неоднократно помещались в «детскую кроватку».
Примерно в это же время английский квакер по имени Вильям Тюк (William Tuke) провел
подобные реформы на севере Англии. В 1796 году он основал Йоркское убежище (York Retreat),
сельское имение, в котором около тридцати пациентов с психическими нарушениями жили, как гости, в
тихих деревенских домах и их лечили сочетанием отдыха, бесед, молитвы и ручного труда.
Методы Пинеля и Тюка называются моральным лечением,
поскольку эти врачи уделяли
большое внимание моральному влиянию и человечным, уважительным приемам лечения, которые стали
применяться к пациентам с душевными заболеваниями в разных местах Европы и Соединенных
Штатов. Людей с психическими проблемами все больше стали рассматривать как потенциально
полезных членов общества, чья психика была подорвана стрессом. Стали признавать, что такие больные
нуждаются в индивидуальном лечении, включая обсуждение с ними их проблем, полезную
деятельность, работу, общение и покой.
Моральное лечение принятый в XIX веке подход к лечению людей с психической дисфункцией,
который делал упор на моральное воздействие и человечное, уважительное лечение.
Hosted by uCoz