Navigation bar
  Print document Start Previous page
 244 of 617 
Next page End  

пытавшихся покончить с собой, обнаружилось, что 40% не проходило впоследствии терапевтический
курс (Piacentini et al., 1995).
Цель терапии поддержать людей, помочь им достичь несуицидного состояния сознания и
показать более эффективные методы борьбы со стрессом (Shneidman, 1993; Moller, 1990). При этом
применяются различные типы терапии, в том числе медикаментозная, психодинамическая, когнитивная,
групповая и семейная терапия (Berman & Jobes, 1995, 1991; Canetto, 1995). Очевидно, терапия помогает.
Исследования показывают, что 30% тех, кто пытался покончить с собой и не прошел лечения, пытаются
совершить самоубийство снова, по сравнению с 16% пациентов, прошедших курс терапии (Nordstrom,
Samuelsson & Asberg, 1995; Allard et al., 1992). Неясно, однако, какой метод терапии эффективнее
других (Canetto, 1995; Salkovskis et al., 1990).
<«Быть или не быть: вот в чем вопрос...» — Вильям Шекспир, «Гамлет»>
Предупреждение суицида
За последние тридцать лет как в Северной Америке, так и в Западной Европе акцент сместился
от лечения последствий попыток суицида к его предупреждению (Rihmer et al., 1995; Tanney, 1995). В
некоторых отношениях такая перемена вполне уместна: у терапевтов есть последняя возможность
удержать многих потенциальных самоубийц от попытки суицида и сохранить им жизнь.
В 1955 году в Лос-Анджелесе в США началась первая программа по предупреждению
самоубийств; первая такая же программа в Англии под названием «Самаритяне» началась в 1953 году.
В США сейчас есть более 200 центров по предупреждению самоубийств и свыше 100 таких центров в
Англии, и их число продолжает расти. (Lesler, 1989; Roberts, 1979). Кроме того, среди других видов
услуг во многих центрах психического здоровья, в службах неотложной помощи, в сельских
консультационных центрах и в центрах токсикологического контроля теперь в числе услуг есть и
программы по предупреждению самоубийств.
В США в настоящее время имеется более 1000 горячих линий для людей, собирающихся
покончить с жизнью, — это круглосуточные телефонные службы (Garland, Shaffer & Whittle, 1989). Те,
кто звонят в эти службы, общаются с консультантом, как правило, полупрофессионалом, специалистом,
обученным консультированию, но не имеющим диплома, работающим под наблюдением
профессионала-психиатра (Neimeyer & Bonnelle, 1997).
Программа по предупреждению суицида программа, в которой делается попытка выявить
людей, которые могут попытаться покончить с собой и этим людям предлагают кризисное
вмешательство.
В программах по предупреждению суицида и на горячих линиях с потенциальными
самоубийцами обращаются как людьми в кризисной ситуации — то есть теми, кто испытывает сильный
стресс, неспособен с ним справиться, чувствующими, что им угрожают или причиняют боль, или
интерпретирущими свою ситуацию как такую, которую невозможно изменить. Эти программы
предлагают кризисное вмешательство: они пытаются помочь людям, склонным к суициду, более
объективно оценить свою ситуацию, их учат принимать более разумные решения, действовать
конструктивно и преодолевать свой кризис (Frankish, 1994). Поскольку кризисы случаются у людей в
любое время, центры, в которых проводятся эти программы, дают информацию о своих горячих линиях
и всегда принимают тех, кто приходит без записи и предварительной договоренности.
Кризисное вмешательство метод лечения, при котором делается попытка помочь людям в
состоянии психологического кризиса более точно взглянуть на свою ситуацию, принять более
эффективное решение и действовать более конструктивно по преодолению кризиса.
Хотя центры и различаются между собой, метод, применяемый Лос-Анджелесским центром по
предупреждению суицида, отражает цели и методики многих подобных организаций (Litman, 1995;
Maris & Silverman, 1995). Во время первого контакта перед консультантом стоит несколько задач
(Shneidman & Farberow, 1968):
Установить позитивные взаимоотношения: поскольку позвонившие должны доверять
консультантам, если они собираются следовать их предложениям, консультанты пытаются установить
позитивный тон дискуссии. Они говорят позвонившим, что они слушают, понимают, что их интересует
все, что им говорят, что они не осуждают позвонившего и с ними всегда можно будет связаться.
Понимание и прояснение проблемы: консультанты сперва сами пытаются понять характер
данного кризисного состояния и затем помогают человеку так же четко и конструктивно понять его.
Консультанты пытаются помочь звонившим увидеть главные проблемы и понять всю кратковременную
Hosted by uCoz