Navigation bar
  Print document Start Previous page
 278 of 617 
Next page End  

лечении кожных болезней, астмы, бессонницы, гипертонии, бородавок на коже и других типов
инфекций (Barber, 1993; Agras, 1984).
Когнитивное вмешательство
<«Боль усиливается, когда на нее направлено внимание». — Чарльз Дарвин, «Выражение эмоций
у людей и животных».>
Иногда в качестве одного из аспектов лечения людям, страдающим физическими
недомоганиями, предлагают научиться новому отношению к своим проблемам или, другими словами,
выработать новую когнитивную реакцию на них (Compas et al., 1998; Newton et al., 1995). В особенности
обучение методу самоинструкций помогает многим пациентам справиться с сильной болью, включая
боль, вызванную ожогами, артритом, хирургическими операциями, головные боли и боли в спине, боли
при язве, множественном склерозе и во время прохождения противораковой терапии (Meichenbaum,
1997, 1993, 1977, 1975; Vlayen et al., 1995). Как мы помним из главы 4, терапевты, применяющие метод
самоинструкций, учат пациентов отказываться от негативных мысленных установок («О, нет, я не могу
перенести эту боль!») и заменять их конструктивными установками, помогающими справиться с болью
(«Когда начнется боль, просто сделай небольшую паузу; думай о том, что ты должен делать»).
Обучение методу самоинструкций
когнитивный терапевтический подход, при котором
пациента обучают во время периодов стресса или физического дискомфорта использовать
конструктивные мысленные установки, помогающие справиться с неприятными ощущениями.
Терапия инсайта и группы поддержки
Если стресс и тревога часто вносят свой вклад в развитие телесных болезней, то терапия,
направленная на уменьшение тревоги, должна помогать лечению таких болезней. В некоторых случаях
лечащий врач может порекомендовать пациенту в качестве дополнительного средства для борьбы с
болезнью пройти курс психотерапии инсайта, записаться в группу поддержки или попробовать оба эти
метода совместно. Некоторые работы доказывают, что обсуждение настоящих и прошлых
травматических событий своей жизни в самом деле может положительно повлиять на состояние
здоровья человека (Smyth, 1998; Francis & Pennebaker, 1992). Кроме того, в некоторых исследованиях
приводятся данные о том, что дети, страдающие астмой, пройдя курс индивидуальной или семейной
психотерапии, научаются лучше приспосабливаться к обстоятельствам своей жизни, испытывают
меньше панического страха во время приступов астмы, приступы у них бывают реже и проявляются в
более легкой форме, чем раньше, они пропускают меньше школьных занятий (Campbell & Patterson,
1995; Simeonsson et al., 1995; Alexander, 1981). И, наконец, мы видели, что выздоровление от рака и
некоторых других болезней часто наступает быстрее, если пациенты участвуют в группах поддержки
(Classen et al., 1994).
Комбинированный подход
Экспериментальные исследования показывают, что различные способы психотерапевтического
лечения психологических болезней примерно одинаковы по своей эффективности (Newton et al., 1995;
Wittrock et al., 1995). Например, при лечении гипертонии, головных болей, астмы и болезни Рэйнода
(Raynaud's disease) релаксация и установление биологической обратной связи помогают в равной
степени (и оба подхода помогают больше, чем «пустышки», действующие только лишь как
успокаивающее средство).
Психотерапевтические подходы часто оказываются более эффективными, когда они
комбинируются как друг с другом, так и с медикаментозным лечением (Canty, 1996; Hermann et al.,
1995). В ходе одного из экспериментов группа язвенных больных в совокупности с медикаментозной
терапией проходила тренировки по релаксации, позитивному самоинструктированию и повышению
уверенности в себе, и эти люди чувствовали себя лучше, были менее тревожны, демонстрировали
меньше болезненных симптомов и больше долговременных результатов, чем те пациенты, которые
получали одно только медикаментозное
лечение (Brooks & Richardson, 1980). Аналогично, другие
исследования показывают, что комбинация разных методов лечения приводит к более существенным
улучшениям состояния здоровья и характера у жертв сердечных приступов с личностным стилем типа
А, чем это происходит в случае, когда применяются только физиологические методы (Cohen, Ardjoen, &
Hosted by uCoz