Navigation bar
  Print document Start Previous page
 426 of 617 
Next page End  

пациентов обнаруживать подавленные воспоминания (Ganaway,
1989). Выясняется, что некоторые из
этих терапевтов используют специальные приемы восстановления памяти, включающие в себя гипноз,
регрессию в ходе терапии, ведение дневника, истолкование сновидений и органических симптомов
(Lindsay, 1996, 1994; Lindsay & Read, 1994). Возможно, что пациенты идут у них на поводу и
неосознанно формируют ложные воспоминания о насилии. Эти кажущиеся воспоминания могут затем
стать хорошо знакомыми пациенту, в результате неоднократных терапевтических обсуждений якобы
имевших место инцидентов (Loftus, 1997; Belli et al., 1992). Короче говоря, восстановленные
воспоминания могут в действительности быть ятрогенными — непреднамеренно вызванными
терапевтом.
Конечно, подавленные воспоминания о сексуальном насилии в детстве возникают не только в
клинической обстановке. Многие люди заявляют о них по собственной инициативе. Противники
концепции подавленных воспоминаний объясняют эти случаи обилием популярных книг, статей и
телепередач, недвусмысленно поддерживающих возможность оживления подавленных воспоминаний
(Loftus, 1993). Несколько книг даже инструктируют читателей в отношении диагностики подавленных
воспоминаний о сексуальном насилии. Зачастую они указывают на симптомы, которые являются
довольно распространенными, а вовсе не клиническими (Tavris, 1993). Читатели, обнаружившие у себя
несколько таких симптомов, могут начать выискивать подавленные воспоминания.
Важно понять, что споры вокруг подавленных воспоминаний детства ни в коем случае не
связаны с проблемой сексуального насилия над детьми (АРА, 1996; Pope & Brown, 1996). И защитники,
и противники данной теории одинаково озабочены тем, что общественность может расценить эти споры
как сомнения клиницистов в масштабе проблемы. Каким бы ни был результат споров вокруг
подавленных воспоминаний, проблема сексуального насилия над детьми является, к сожалению,
слишком реальной и слишком распространенной.
---
Субличности
Характер отношений между субличностями или их взаимного узнавания варьируется от одного
случая к другому. Однако, как правило, различают три вида отношений. При взаимно амнестических
(mutually amnestic) отношениях субличности ничего не знают друг о друге (Ellenberger, 1970). Наоборот,
в случае взаимной осведомленности (mutually cognizant pattern) каждая субличность имеет ясное
представление об остальных. Они могут слышать голоса друг друга и даже вести между собой
разговоры. Некоторые находятся в хороших отношениях тогда как иные терпеть не могут друг друга.
При односторонне амнестических (one-way amnestic) отношениях, наиболее распространенном случае,
некоторые субличности осведомлены о существовании других, но эта осведомленность не является
взаимной. При односторонне амнестических отношениях осведомленная личность, называемая со-
осознающей (coconscious) личностью, является «невозмутимым наблюдателем», который следит за
действиями и мыслями других субличностей, но не вступает с ними в контакт. Иногда, несмотря на
присутствие другой субличности, со-осознающая субличность напоминает о себе с помощью таких
косвенных средств, как слуховые галлюцинации (возможно, подающий команды голос) или
«автоматическое письмо» (активная в данный момент личность может вдруг начать писать какие-то
слова — процесс, который она не контролирует).
Исследователи ранее полагали, что при расщеплении личности у человека обычно обнаруживают
себя две или три субличности. Однако современные исследования показывают, что среднее число
субличностей намного выше: 15 для женщин и 8 для мужчин (АРА, 1994; Ross et al., 1989). Более того,
известны случаи, при которых наблюдались 100 или более субличностей (АРА, 1994). Часто
субличности появляются группами, состоящими из 2-3 человек.
<Вопросы для размышления. Женщинам диагноз расщепления личности ставят немного чаще,
чем мужчинам. Каковы могут быть причины подобного различия между полами?>
В случае «Евы Уайт», ставшей известной благодаря книге «Три лица Евы» и одноименному
кинофильму, в одной женщине уживались три личности: Ева Уайт, Ева Блэк и Джейн (Thigpen &
Cleckley, 1957). Ева Уайт, ведущая личность, была тихой и серьезной, Ева Блэк — беспечной и озорной,
а Джейн отличалась выдержанностью и умом. Согласно книге, эти три субличности в конце концов
слились в Эвелин, устойчивую личность, которая действительно объединяла в себе три другие.
Однако книга была неточна; на этом расщепление Евы не закончилось. В автобиографии,
написанной 20 лет спустя, она призналась, что всего за ее жизнь обнаружили себя 22 субличности,
Hosted by uCoz