Navigation bar
  Print document Start Previous page
 456 of 617 
Next page End  

Теоретики когнитивного направления, со своей стороны, полагают, что шизоидные личности
страдают недостатками мышления. Их мысли, как правило, нечетки и бесплодны, им трудно оцепить
окружающую обстановку и правильно воспринять происходящее (Beck & Freeman, 1990). Неспособные
уловить эмоциональные реакции других людей, они не могут откликнуться на эмоции окружающих.
Согласно этой теории, у детей с шизоидным расстройством личности медленно развиваются речевые и
моторные навыки, независимо от того, каков их интеллектуальный уровень (Wolff, 1991).
Методы лечения шизоидного расстройства личности
Уже социально изолированные, люди с этим расстройством личности, как правило, начинают
лечение только по причине какого-то другого расстройства, например из-за алкоголизма. Они часто
сохраняют дистанцию между собой и терапевтом, по-видимому, не беспокоятся о ходе лечения и в их
состоянии происходят, в лучшем случае, небольшие улучшения (Quality Assurance Project, 1990; Siever,
1981).
Когнитивным терапевтам иногда удается помочь этим людям испытать более позитивные
эмоции (Beck & Freeman, 1990). Их приемы включают в себя ознакомление пациента со списком
эмоций, над которым тот должен поразмышлять, или просьбу вспомнить и описать какие-то приятные
ситуации. Терапевты-бихевиористы иногда успешно прививают своим клиентам социальные навыки,
используя в качестве средств ролевые игры, контролируемое воздействие неприятных пациенту
стимулов (exposure techniques) и домашние задания (Beck & Freeman, 1990). Групповая терапия,
очевидно, полезна, когда она создает обстановку, безопасную для социального контакта (Vaillant &
Perry, 1985), хотя люди с шизоидным расстройством могут испытывать дискомфорт от любых попыток
заставить их принять участие в какой-то деятельности (Gabbard, 1990). Как и в случае параноидного
расстройства личности, медикаментозная терапия оказывается малоэффективной (Liebowitz et al., 1986).
Шизотипическое расстройство личности
Люди с шизотипическим расстройством личности сталкиваются со множеством межличностных
проблем, характеризуемых крайним дискомфортом в близких отношениях, очень странными формами
мышления и восприятия и эксцентричным поведением (АРА, 1994). Испытывая тревогу в окружении
других, они стремятся уединиться и иметь лишь несколько близких друзей. Многие чувствуют себя
очень одинокими. Данное расстройство личности
носит более тяжелый характер, чем параноидное и
шизоидное, как мы видим это в случае с Харолдом.
Харолд был четвертым из семи детей... «Утенок», как звали Харолда, всегда был замкнутым,
напуганным и «глуповатым» подростком. Прозвище «Утенок» отражало его необычную походку
вразвалочку; в устах окружающих оно носило презрительный и насмешливый оттенок. Харолд редко
играл со своими братьями и сестрами или соседскими детьми; его безжалостно дразнили за походку и
за то, что он боялся озорных ребят. Харолд был первым козлом отпущения во дворе; его пугал даже
самый безобидный взгляд в его сторону...
Семья Харолда была удивлена, когда он показал хорошую успеваемость в первые несколько лет
обучения в школе. Однако после перехода в среднюю школу у мальчика начали возникать трудности в
учебе. Примерно в возрасте 14 лет его успеваемость стала крайне плохой, он отказывался ходить на
занятия и жаловался на различные физические боли неопределенного характера. К 15 годам Харолд
совсем перестал посещать школу, оставаясь дома в полуподвальной комнате, которую он делил с
двумя младшими братьями. Все в семье начали говорить о нем как о «тронутом». Он размышлял о
«непонятных религиозных вещах, лишенных всякого смысла», начал также рисовать «странные
картинки» и разговаривать сам с собой. Когда ему исполнилось 16, он однажды выбежал из дома с
криком: «Я унесся, я унесся, я унесся...», заявляя, что его «тело унеслось на небеса» и что он должен
бегать по улице, чтобы его вернуть. Любопытно, что этот случай произошел вскоре после того, как
отец подростка был помещен по решению суда в психиатрическую больницу. К 17 годам Харолд только
и делал, что весь день над чем-то размышлял, часто разговаривая вслух на бессмысленном для
окружающих языке; он отказывался садиться за обеденный стол вместе с семьей (Millon, 1969, р. 437-
348).
Как это имело место в случае с Харолдом, мысли и поведение людей с шизотипическим
Hosted by uCoz