Navigation bar
  Print document Start Previous page
 482 of 617 
Next page End  

Обсессивно-компульсивное расстройство личности
Регрессия на анальную стадию (фазу) развития
Пассивно-агрессивное расстройство личности
Контрольные вопросы
1. Что такое расстройство личности и почему расстройства личности расположены в DSM-IV на
Оси II?
2. Каковы основные особенности «странных» расстройств личности? Какое расстройство Оси I
напоминают эти расстройства личности?
3. Опишите симптомы параноидного, шизоидного и шизотипического расстройств личности.
Какие объяснения даются этим расстройствам и какие методы лечения используются для их
устранения?
4. Что такое «драматические» (аффектированные) расстройства личности и каковы симптомы
каждого из них?
5. Как теоретики объясняют антисоциальное расстройство личности? Насколько эффективно
клиницисты лечат это расстройство?
6. Каковы основные объяснения и методы лечения пограничного, гистрионного и
нарциссического расстройств личности? В какой степени эти объяснения и методы лечения
подтверждаются исследованиями?
7. С какими видами расстройств, относимых к Оси I, схожи избегающее, зависимое и
обсессивно-компульсивное расстройства личности? Удалось ли исследователям обнаружить тесные
связи между этими расстройствами личности и расстройствами Оси I, которые они напоминают?
8. Каковы основные объяснения замкнутого, зависимого и обсессивно-компульсивного
расстройств личности и в какой мере они подтверждаются исследованиями? Как лечат эти расстройства
и насколько эффективны методы лечения?
9. Опишите проблемы социальных отношений, порождаемые каждым из расстройств личности.
10. С какими видами проблем сталкиваются клиницисты при диагностике расстройств личности?
Каковы причины этих проблем и какие решения предлагаются?
Глава 15. Расстройства детского и пожилого возраста
Семилетнего мальчика Билли привела к психотерапевту его мать, потому что «он кажется
очень несчастным и все время жалуется, что он болен или плохо себя чувствует»... Мать описала
Билли как ребенка, который никогда не выглядит совершенно счастливым и никогда не хочет играть с
другими детьми. С тех пор как пошел в детский сад, он постоянно жалуется на боли в желудке,
головную боль и другие физические недомогания...
В первом классе Билли учился хорошо, но сейчас, когда он во втором классе, мальчику стало
трудно справляться с учебой. Домашние задания отнимают у него очень много времени, и часто он
чувствует, что должен переделать их, чтобы они были «такими, как надо». Из-за постоянных жалоб
Билли на физические недомогания утром его бывает трудно отправить в школу. Если ребенку
разрешают остаться дома, то он беспокоится, что отстанет от своих одноклассников в учебе.
Когда же он все-таки идет в школу, то часто не может справиться с работой в классе, и это
наполняет его ощущением безнадежности своего положения...
Беспокойство Билли простирается далеко за пределы школы, и часто он проявляет излишнюю
привязанность и требовательность по отношению к родителям. Если родители возвращаются домой
поздно или куда-нибудь идут без него, то он боится, что с ними может что-то случиться...
Хотя мать Билли признает, что он никогда не был по-настоящему счастлив, ей кажется, что
за последние шесть месяцев депрессия у сына значительно усилилась. Он все время лежит где-то дома,
утверждая, что слишком устал, чтобы что-нибудь делать. Мальчик не испытывает интереса к играм
и не получает от них удовольствия. Его аппетит стал хуже. Билли с трудом засыпает по вечерам и
часто просыпается посреди ночи или рано утром. Три недели назад он впервые заговорил о том, что
хочет умереть... (Spitzer et al., 1994, р. 333-334).
Роуз Эшби, женщина семидесяти пяти лет, сказала доктору, что ощущает одиночество и
Hosted by uCoz