Navigation bar
  Print document Start Previous page
 488 of 617 
Next page End  

Детскую депрессию объясняют в основном так же, как и депрессию взрослых. Клиницисты
указывают, например, на такие факторы, как утрата, выученная беспомощность, негативные
когнитивные установки и малая активность серотонина или норэпинефрина (Todd et al., 1996; Peterson et
al., 1993). Также, подобно депрессии у взрослых, многие случаи детской депрессии кажутся
вызванными каким-нибудь негативным жизненным событием, серьезными переменами в жизни,
чувством отверженности или продолжительным жестоким обращением с ребенком.
Как и депрессия взрослых, детская депрессия часто поддается лечению методами когнитивной
терапии или с помощью интерперсональных подходов, таких как обучение социальным навыкам
(Kazdin & Weisz, 1998). Кроме того, часто бывает эффективной семейная терапия (Beardslee et al., 1996).
Применение антидепрессантов, по наблюдениям клиницистов, не приносит стойких улучшений в
случаях детской депрессии (Ambrosini et al., 1993; Geller et al., 1993). Однако они, по-видимому,
способны помочь страдающим от депрессии подросткам (Sallee et al., 1997).
Расстройства, выражающиеся в разрушительном поведении
Дети часто ведут себя не слишком примерно (рис. 15.1). Однако если ребенок последовательно
демонстрирует исключительную враждебность и вызывающее поведение, ему может быть поставлен
диагноз «оппозиционно-вызывающее расстройство», или «расстройство поведения». Дети с
оппозиционно-вызывающим расстройством (oppositional defiant disorder) постоянно спорят со
взрослыми, устраивают скандалы и испытывают сильное чувство гнева и обиды (см. список DSM-IV в
Приложении). Они часто игнорируют нормы и требования взрослого мира, стараются вызвать
раздражение у окружающих и обвиняют других в собственных ошибках и трудностях. До начала
полового созревания это расстройство встречается у мальчиков чаще, чем у девочек, но после начала
пубертатного периода одинаково часто наблюдается и у юношей, и у девушек. От 2 до 16% детей и
подростков демонстрируют описанное расстройство (АРА, 1994).
Оппозиционно-вызывающее расстройство
детское расстройство, характеризующееся
тем, что ребенок постоянно спорит со взрослыми, устраивает скандалы и испытывает сильное
чувство гнева и обиды.
Дети, страдающие расстройством поведения (conduct disorder), проявляют более серьезные
нарушения; они не просто ведут себя вызывающе, но и постоянно совершают действия, направленные
против основных прав других людей (см. список DSM-IV в Приложении). Они часто бывают
агрессивными и могут проявлять физическую жестокость по отношению к людям или животным,
намеренно портить чужое имущество, лгать, прогуливать уроки или убегать из дома. Многие из них
крадут, угрожают или совершают такие преступления, как мелкое воровство в магазинах, подлог, взлом
зданий или автомобилей, хулиганство или вооруженное ограбление. Когда они становятся старше, к
списку их насильственных действий добавляется изнасилование или, реже, убийство (АРА, 1994).
Расстройство поведения детское расстройство, при котором ребенок постоянно нарушает
основные права других людей, проявляет агрессивность, иногда портит чужое имущество, лжет или
убегает из дома.
Расстройство, выражающееся в разрушительном поведении (disruptive behavior disorders),
обычно, хотя и не всегда, начинается в возрасте до 10 лет. От 6 до 16% мальчиков и от 2 до 9% девочек
проявляют признаки этого расстройства. Легкое расстройство поведения со временем может пройти, но
более серьезные формы продолжаются и во взрослой жизни и
могут вылиться в антисоциальное
расстройство личности или другие психологические проблемы (Meyers et al., 1998; Kratzer & Hodgins,
1997).
Возникновение расстройства поведения в некоторых случаях связывают с биологическими
факторами, злоупотреблением наркотиками и бедностью (Slutske et al., 1997; Needleman, et al., 1996).
Однако чаще всего его причины видят в трудных взаимоотношениях между родителями и детьми,
семейных конфликтах и враждебных отношениях в семье (Klein et al., 1997; Hoge, Andrews, Leschied,
1996). Дети, родители которых отказываются уделять им внимание, бросают их или не способны
организовать необходимую дисциплину и контролировать поведение ребенка, намного чаще
демонстрируют расстройство поведения (Rosenstein & Horowitz, 1996; Staub, 1996). Точно так же
замечено, что дети, родители которых сами ведут себя антисоциально, злоупотребляют алкоголем и
другими психоактивными веществами, страдают расстройствами настроения или шизофренией, по-
видимому, более подвержены расстройствам поведения (АРА, 1994).
<Психологические заметки. Статистические исследования показывают, что каждый двадцатый
Hosted by uCoz