Navigation bar
  Print document Start Previous page
 491 of 617 
Next page End  

Рисунок 15.2. Подростковая преступность. Доля преступлений, совершаемых в Соединенных
Штатах тинэйджерами, по сравнению с общим относительным числом подростков и молодых людей
этого возраста непропорционально велика. Хотя их доля среди всего населения составляет только 14%,
они совершают около 30% всех преступлений, связанных с насилием, и 34% всех убийств. Жертвами
33% преступлений, связанных с насилием, также являются тинэйджеры. (Benson, 1996; FBI Uniform
Crime Reports, 1996; National Crime Victimization Survey, 1996, 1993.)
Симптомы данного расстройства часто усиливают друг друга. Ребенок, которому трудно
сфокусировать свое внимание, может хвататься за несколько разных дел одновременно. С другой
стороны, для ребенка, который постоянно находится в движении, может быть сложно уделять много
внимания одной задаче или проявлять рассудительность. Часто бывает, что одна из сторон расстройства
выражена сильнее, чем другая (Gaub & Carlson, 1997). Около половины детей, страдающих данным
расстройством, имеют проблемы в учебе и в общении, часть испытывает трудности в отношениях с
другими детьми, и около 80% отличаются плохим поведением, порой совершая довольно серьезные
проступки (Mariani & Barkley, 1997; Greene et al., 1996).
Расстройство, связанное с дефицитом внимания и гиперактивностью расстройство, при
котором человек не может сконцентрировать свое внимание, либо ведет себя чересчур активно и
импульсивно, либо проявляет оба этих признака.
Признаки расстройства, связанного с гиперактивностью и дефицитом внимания, проявляются у
5% школьников, и 80% из них мальчики. Расстройство, как правило, длится в течение всего детства
(АРА, 1994; Ross & Ross, 1982). У многих детей к тому времени, когда они достигают возраста старших
классов школы, симптомы ослабевают, но в некоторых случаях проблемы остаются и потом (Wilson &
Marcotte, 1996; АРА, 1994). Треть детей, страдающих этим расстройством, продолжают
демонстрировать его симптомы и после того, как становятся взрослыми, и примерно у одной десятой
оно переходит в антисоциальное расстройство личности или в расстройство, связанное со
злоупотреблением психоактивными веществами (Mannuza et al., 1998; Weiss et al., 1995).
Сегодняшние клиницисты в основном рассматривают данное расстройство как имеющее
несколько совместно действующих причин, включая биологические факторы. На самом деле одно
время это расстройство считали вызванным минимальными повреждениями головного мозга
(минимальной мозговой дисфункцией — ММД), чему способствовал высокий стресс и отношения в
семье (Sherman, McGue, & Iacono, 1997; Needleman et al., 1996). Однако
не существует четких и
последовательных доказательств того, что каждая из этих предполагаемых причин, взятая отдельно,
может вызвать расстройство (Anastopoulos & Barkley, 1992).
Социокультурные теоретики также указывают на то, что расстройство, связанное с
гиперактивностью и дефицитом внимания, может создавать у детей дополнительные проблемы в
общении и приводить к появлению дополнительных симптомов. Подразумевается, что гиперактивные
дети расцениваются более негативно, чем другие, как их сверстниками, так и родителями и самими
детьми (King & Young, 1981; Arnold, 1973).
Относительно наиболее эффективных методов лечения данного расстройства согласия нет.
Самым распространенным подходом до сих пор было применение стимуляторов, таких как
метилфенидат (Риталин) (рис. 15.3). Эти лекарства иногда оказывают
успокаивающее воздействие на
гиперактивных детей и повышают их способность решать проблемы, учиться и контролировать свои
агрессивные импульсы (Hinshaw, 1991; Douglas et al., 1988). Однако некоторые клиницисты опасаются,
что эти лекарства могут иметь нежелательные долговременные эффекты (Greenhill, 1992).
Метилфенидат
стимулирующий лекарственный препарат, более известный под своим
рыночным названием «Риталин», широко использующийся для лечения гиперкинетического
расстройства.
Бихевиористы обучают педагогов и родителей способам, какими можно подкрепить усилия
ребенка, направленные на концентрацию внимания или
хорошее поведение дома и в школе. Такая
техника оперантного обусловливания также может приносить пользу, особенно в сочетании с
лекарственными средствами (Du Paul & Barkley, 1993).
Сцены из современной жизни
Риталин: химическая смирительная рубашка или чудесное лекарство?
Когда Том только появился на свет, он, по словам его матери Анны, вел себя как «сумасшедший
Hosted by uCoz