Navigation bar
  Print document Start Previous page
 498 of 617 
Next page End  

детьми, не страдающими этим расстройством, не обнаружили никаких различий в частоте таких
событий, как смерть родителей, или их развод, или финансовые проблемы в семье, а также в уровне
стимуляции со стороны окружающей среды (Сох et al., 1975).
Психологическая точка зрения. По мнению некоторых ученых, у людей, страдающих
аутизмом, имеются врожденные перцептивные или когнитивные нарушения, что делает для них
невозможным нормальное общение и взаимодействие с другими. Одно из широко известных
объяснений состоит в том, что люди с этим расстройством не могут выработать для себя теорию разума
(theory of mind), то есть понимание того, что другие люди строят свое поведение на основе своих
собственных убеждений, намерений или других психических процессов, а не на информации, которую
они не могут знать (Нарре, 1997; Leslie, 1997).
Теория разума понимание человеком того, что другие люди строят свое поведение на основе
своих собственных убеждений, намерений или других психических процессов, а не на информации,
которую они не могут знать.
К трем или пяти годам большинство детей способны принимать во внимание точку зрения
другого человека и понимают, что, учитывая эту точку зрения, можно предсказать, что человек будет
делать. В некотором смысле они учатся читать мысли других людей. Пусть, например, мы видели, как
Джессика положила мячик в ящик для игрушек, а затем мы наблюдаем, как Фрэнк уносит его в
соседнюю комнату, пока Джессика спит. Мы знаем, что Джессика, когда проснется, будет искать свой
мячик в ящике для игрушек, потому что она не знает, что Фрэнк унес его. Мы знаем это, поскольку
принимаем во внимание точку зрения Джессики. Нормальный ребенок точно так же сможет предсказать
поведение Джессики. Однако человек, больной аутизмом, этого сделать не сможет. Такой человек будет
ожидать, что Джессика пойдет за своим мячиком в соседнюю комнату, потому что сейчас мячик
находится там. То, что происходит в голове Джессики, для такого человека не имеет значения.
<Общение с животными. Дети, страдающие аутизмом, часто не реагируют на других людей.
Тем не менее многие из них способны тепло и по-дружески взаимодействовать с животными.
Регулярное общение с этим дельфином, включающее прикосновения и поглаживания, помогает
больному подростку преодолеть аутистический страх перед прикосновениями и вести себя более
спонтанно.>
Многократные исследования показывают, что больные аутизмом действительно страдают такого
рода «умственной слепотой». Поэтому им очень сложно принимать участие в ролевых играх,
эффективно взаимодействовать с другими людьми, использовать средства языка, подразумевающие
учет точки зрения других людей, и строить взаимоотношения с ними. Отчего больные аутизмом
испытывают такие когнитивные ограничения? Некоторые ученые полагают, что это происходит из-за
нарушений биологического характера в раннем детстве, которые делают человека не способным
выработать теорию разума (Leslie, 1997; Frith, Morton & Leslie, 1991).
Биологическая точка зрения. Многие годы исследователи стараются определить, какие
биологические аномалии могут быть причиной неспособности выработать теорию разума или всей
совокупности симптомов аутизма. Четкого биологического объяснения пока еще не найдено, но
существует несколько многообещающих гипотез. Во-первых, обследования родственников людей,
больных аутизмом, позволяют предполагать некоторую роль генетического фактора в развитии этого
расстройства. Например, у
братьев и сестер тех, кто страдает аутизмом, болезнь развивается в 6-8
случаях из 100 (Piven et al., 1997), в 200 раз чаще, чем в среднем у всех людей. И более того,
выяснилось, что однояйцевые близнецы больных аутизмом подвергаются наибольшему риску. Кроме
этого, у 10-12% людей, страдающих этим расстройством, обнаруживаются хромосомные аномалии
(Sudhalter et al., 1990).
Некоторые работы связывают аутизм также с осложнениями во время беременности или при
рождении ребенка (Rimland, 1992; Goodman, 1990). Вероятность развития аутизма у ребенка
повышается, если мать во время беременности болела краснухой, до или во время беременности имела
дело с токсическими химическими веществами или испытывала осложнения при родах.
И, наконец, ученые выделили ряд специфических биологических аномалий, которые могут
вносить свой вклад в развитие аутизма. В некоторых работах, например, особое внимание обращено на
мозжечок (Courchesne, 1997; Courchesne & Courchesne, 1997). Результаты сканирования мозга и
вскрытий показывают, что у людей, больных аутизмом, еще в раннем детстве возникают аномалии в
этой части головного мозга. Ученым давно известно, что мозжечок отвечает за координацию движений
тела, теперь же они предполагают, что он также помогает человеку быстро направлять свое внимание на
какой-либо объект. Возможно, что людям, у которых мозжечок развивается аномально, по этой причине
Hosted by uCoz