Navigation bar
  Print document Start Previous page
 504 of 617 
Next page End  

не отвечающие требованиям развития взаимоотношения между родителями и детьми и недостаточную
образовательную подготовку в раннем детстве. Эта взаимосвязь обнаруживается при исследованиях,
сравнивающих детей, воспитывающихся в бедной и обогащенной среде (рис. 15.4). Иногда социальные
работники посещают дома детей с низким коэффициентом интеллекта, помогая обогатить их
домашнюю среду, и такое вмешательство часто положительно сказывается на способностях детей. Если
такие программы продолжают действовать, они могут также улучшить последующие успехи ребенка в
школе (Guralnick, 1998; McLoyd, 1998; Ramey & Ramey, 1998, 1992).
Хотя перечисленные социальные факторы, вероятно, являются главными причинами легкой
умственной отсталости, некоторые биологические факторы в этом случае также могут действовать.
Например, исследования подтверждают, что умеренное употребление матерью во время беременности
спиртного
или наркотиков, а также недостаточное питание матери во время беременности может
понизить интеллектуальный потенциал ребенка (Neisser et al., 1996; Stein et al., 1992). Плохое питание
ребенка также отрицательно воздействует на его интеллектуальное развитие (Brown & Pollit, 1996;
Davison & Dobbing, 1996), хотя этот эффект, хотя бы отчасти, может быть устранен своевременным
улучшением питания (Neisser et al., 1996; Winick, Meyer, & Harris, 1975).
Средняя, тяжелая и глубокая умственная отсталость
Примерно 10% лиц, страдающих умственной отсталостью, находятся на уровне средней
умственной отсталости (коэффициент интеллекта от 35 до 49). Они могут научиться заботиться о себе и
приобрести некоторые языковые навыки, многие из них могут быть заняты на работах, требующих
небольших или средних профессиональных навыков, обычно под наблюдением. Большинство людей со
средней степенью умственной отсталости также могут успешно функционировать в своей социальной
среде при условии надзора и руководства (АРА, 1994).
Средняя умственная отсталость степень умственной отсталости (коэффициент
интеллекта от 35 до 49), при которой человек ограниченно способен научиться заботиться о себе и
овладеть речью.
Приблизительно 4% умственно отсталых людей относятся к категории страдающих тяжелой
умственной отсталостью (коэффициент интеллекта от 20 до 34). Им обычно требуется тщательный
надзор, при интенсивных занятиях они способны усвоить некоторые языковые навыки и могут
выполнять только простейшие задачи в хорошо структурированных условиях и под обязательным
наблюдением. Их понятливость в сфере общения обычно превосходит их речевые способности.
Большинство из них вполне могут поддерживать отношения с другими людьми, если они живут в
групповых домах, специализированных учреждениях или вместе со своими семьями (АРА, 1994).
Тяжелая и глубокая умственная отсталость часто является частью более общего заболевания и
сочетается с серьезными физическими недостатками. Во многих случаях эти физические проблемы
ограничивают человека даже больше, чем низкий уровень его интеллекта.
Тяжелая умственная отсталость степень умственной отсталости (коэффициент
интеллекта от 20 до 34), при которой человек нуждается в тщательном контроле и руководстве и
может выполнять только простые работы в хорошо структурированной обстановке и под
наблюдением.
Около 1% умственно отсталых людей страдают глубокой умственной отсталостью (коэффициент
интеллекта ниже 20). При условии специальной тренировки они могут выучить и развить только
базовые навыки, такие как хождение, очень ограниченная речь и самостоятельное питание. Чтобы
достигнуть возможного для них уровня развития, таким людям требуется очень хорошо
структурированная среда, обеспечивающая постоянный надзор, помощь и руководство, а также
индивидуальные взаимоотношения с тем, кто заботится о больном (АРА, 1994).
Глубокая умственная отсталость —
степень умственной отсталости (коэффициент
интеллекта ниже 20), при которой человеку требуется очень хорошо структурированная
окружающая среда, постоянный контроль, помощь и руководство.
Hosted by uCoz