Navigation bar
  Print document Start Previous page
 508 of 617 
Next page End  

обществе.
Нормализация принцип, состоящий в том, что интернаты и общественные учреждения для
умственно отсталых людей должны предоставлять им жизненные условия и возможности, подобные
тем, что существуют для нормальных людей в обществе.
Сегодня подавляющее большинство умственно отсталых людей живут дома, а не в
специализированных учреждениях (Erickson, 1992). Однако когда они становятся взрослыми, а их
родители стареют, семья уже не может обеспечить в домашних условиях необходимый надзор за
такими больными (Krauss et al., 1992), и государственные учреждения становятся более подходящим
местом жительства для некоторых из них. Большинство взрослых людей, страдающих умственной
отсталостью, включая тех, чья отсталость классифицируется как легкая, сегодня живут или со своими
семьями, или в общественных домах, где их жизнь организована подобно жизни нормальных людей в
своем доме (Blacher & Baker, 1994, 1992; Jacobson & Schwartz, 1991).
Образовательные программы. Так как раннее вмешательство с целью реабилитации выглядит
очень многообещающим подходом, образовательные программы для людей с умственной отсталостью
могут начинать работу с ними в самом раннем детстве. Характер образования зависит от степени
умственной отсталости человека (Cipani, 1991). Специалисты в области образования ведут горячие
споры о том, какой способ обучения умственно отсталых детей в школе наиболее эффективен:
специализированные классы или обучение в общем потоке. Специализированное образование состоит в
том, что дети с умственной отсталостью группируются вместе и обучаются по отдельной, специально
для них разработанной программе. При обучении в общем потоке (mainstreaming) они ходят в обычную
школу вместе с нормальными детьми. Ни один из этих подходов не представляется наилучшим во всех
ситуациях (Gottlieb et al., 1991; Gottlieb, 1981). Для некоторых детей и при изучении некоторых
предметов более подходящим является обучение в общем потоке, в других случаях специальная
программа будет лучшим вариантом.
Специализированное образование подход к обучению детей с умственной отсталостью, при
котором такие дети группируются вместе и обучаются по отдельной, специально для них
разработанной программе.
Обучение в общем потоке подход к обучению детей с умственной отсталостью, при
котором такие дети посещают обыкновенную школу вместе с нормальными детьми.
При обучении лиц, страдающих умственной отсталостью, навыкам самообслуживания, общения,
социальным
и академическим навыкам преподаватели часто используют принципы оперантного
обусловливания (Erickson, 1992). Они разбивают задачу на несколько простых шагов и организуют
положительное подкрепление по мере выполнения обучающимся каждого из этих маленьких шагов.
Кроме того, во многих интернатах, школах и семьях, где живут умственно отсталые люди, запускаются
программы жетонной экономики (token economy programs), специальные программы оперантного
обусловливания, которые применяются также в учреждениях для людей, больных шизофренией.
<Нормальные потребности. Люди с умственной отсталостью обладают нормальной
потребностью в личных и сексуальных взаимоотношениях, и многие, как эта помолвленная пара,
проявляют вполне нормальную способность к человеческой близости.>
Терапия. Как и все другие люди, те, кто страдает умственной отсталостью, могут испытывать
эмоциональные и поведенческие трудности (Pearson et al., 1996). Возможно, около 10% из них имеют
еще какое-нибудь психическое расстройство (Grizenko et al., 1991). Кроме того, некоторые страдают от
низкого самоуважения, трудностей в отношениях с другими людьми и неумения приспособиться к
жизни в обществе (Lubetsky, 1986; Reiss, 1985). Эти проблемы можно частично разрешить с помощью
групповой и индивидуальной терапии (Hurley & Hurley, 1986; Ginsberg, 1984). В дополнение к этому
большое число людей, страдающих умственной отсталостью, получают психотропные препараты
(Aman & Singh, 1991). Многие клиницисты, однако, высказывают предположение, что часто эти
препараты используются только для того, чтобы больными было легче управлять (Erickson, 1992).
Возможности в сфере личного, социального и профессионального роста. Чтобы идти вперед,
человеку нужно чувствовать себя компетентным и способным что-то делать, и люди с умственной
отсталостью часто также могут достичь такого самоощущения, если общество дает им возможность
расти и
делать собственный выбор (Wehmeyer, 1992). Дания и Швеция, зачинатели движения
нормализации, проложили путь также и в этом направлении, организовав у себя сеть молодежных
клубов, которые побуждают людей с умственной отсталостью не бояться риска и пробовать действовать
независимо (Perske, 1972).
Социальные взаимодействия, сексуальные отношения и брак часто представляют собой
Hosted by uCoz