Navigation bar
  Print document Start Previous page
 509 of 617 
Next page End  

серьезные проблемы для людей, страдающих умственной отсталостью, и их семей. «Национальная
ассоциация умственно отсталых граждан» предлагает им свою помощь в этих вопросах, а некоторые
клиницисты разрабатывают программы, обучающие свиданиям (dating skills programs) (Valenti-Hein et
al., 1994). При условии правильного обучения и практической тренировки такие люди обычно вполне
способны научиться пользоваться средствами контрацепции, планировать семью и во многих случаях
даже нормально растить детей (Bakken et al., 1993; Dowdney & Skuse, 1993).
Некоторые штаты ограничивают право вступления в брак для умственно отсталых людей
(Levesque, 1996). Однако на практике эти законы редко применяются, и от четверти до половины лиц,
страдающих умственной отсталостью, в конце концов вступают в брак (Grinspoon et al., 1986). Вопреки
распространенному заблуждению, эти браки могут быть очень успешными. Кроме этого, хотя
некоторые из тех, кто страдает умственной отсталостью, могут оказаться неспособными воспитывать
детей, другие вполне способны к этому, самостоятельно или с помощью специалистов и общественных
учреждений (Levesque, 1996; Bakken et al., 1993).
И, наконец, взрослым людям, страдающим умственной отсталостью любой степени, необходимы
психологические и материальные вознаграждения, которые приносит работа (AAMR, 1992). Многие из
них работают в лечебно-трудовых мастерских, на контролируемых производственных площадках, где
человек может в подходящем для него темпе усваивать профессиональные навыки того уровня, какой
ему доступен. После обучения в таких мастерских многие из тех людей, чья умственная отсталость
относится к категории легкой или средней, переходят на обычную работу.
Лечебно-трудовые мастерские
контролируемые производственные площадки, где человек
может в подходящем для него темпе усваивать профессиональные навыки того уровня, какой ему
доступен.
Несомненно, качество обучающих программ для людей, страдающих умственной отсталостью,
за последние тридцать лет существенно повысилось. Тем не менее большинство из этих людей не
получают в достаточной степени соответствующего их способностям образования и профессиональной
подготовки.
Необходимы дополнительные программы, чтобы те, кто родился с умственной отсталостью,
могли полностью реализовать свой потенциал и как работники, и как человеческие существа.
<Вопросы
для размышления. Те, кто стоит за специализированные школы для детей с
умственной отсталостью, считают, что отдельное обучение дает возможность таким детям
почувствовать себя умелыми и способными и пользоваться необходимым им дополнительным
вниманием со стороны преподавателей, тогда как те, кто отдает предпочтение обучению в общем
потоке, доказывают, что такая схема приближает их образование к нормальному уровню и облегчает
контакты между детьми с умственной отсталостью и нормальными детьми. Каковы достоинства и
недостатки каждой позиции?>
Крупным планом
Чтение, письмо и арифметика
Более 20% детей, и среди них мальчиков больше, чем девочек, развиваются медленнее обычного
и испытывают трудности в таких областях, как учеба, общение и координация движений (АРА, 1994).
Эти проблемы могут оказывать негативное влияние на их школьные успехи, повседневную жизнь и в
некоторых случаях на их социальные взаимодействия (Geisthardt & Munsch, 1996). Подобные трудности
нередко наблюдаются также у ближайших биологических родственников таких детей. Эти дети — не
умственно отсталые и, по существу, часто интеллектуально очень развиты. Тем не менее, согласно
классификации DSM-IV, они могут страдать психологическими расстройствами определенного типа.
Одна из групп таких проблем развития обозначена в DSM-IV как расстройства навыков обучения
(в МКБ-10 — расстройства школьных навыков) (АРА, 1994). В этом случае навыки счета, правописания
или чтения у детей оказываются намного хуже, чем предполагает их общий интеллектуальный уровень,
что приводит к академическим и личным неудачам. У детей, страдающих расстройством
математических навыков, сильно снижены математические способности. Расстройство письма
проявляется в грубых и повторяющихся ошибках в разделении слов на слоги (спеллинговании),
грамматике, пунктуации и разделении текста на абзацы. Детям с расстройством чтения, также
известным, как дислексия, очень трудно при чтении узнавать слова и понимать то, что они читают. Они
могут при чтении пропускать или искажать слова или заменять их другими и, как правило, читают
медленно и с запинками.
Hosted by uCoz