Navigation bar
  Print document Start Previous page
 511 of 617 
Next page End  

них, а именно бихевиоральная терапия, тренировка навыков коммуникации, обучение родителей и
интеграция в общество, показали себя очень действенными методами реабилитации.
Умственная отсталость. Люди, страдающие умственной отсталостью, по своим
интеллектуальным и адаптивным способностям находятся много ниже среднего уровня. Легкую
умственную отсталость, наиболее распространенный тип умственной отсталости, связывают в основном
с психологическими и социокультурными факторами, такими как малостимулирующие, не отвечающие
требованиям развития отношения между детьми и родителями и недостаток обучения в раннем детстве.
Причинами средней, тяжелой и глубокой умственной отсталости являются, в первую очередь,
биологические факторы, хотя люди с таким уровнем умственных способностей также очень
подвержены влиянию своего семейного и
социального окружения. Основные биологические причины
умственной отсталости — хромосомные аномалии, метаболические расстройства, определенные
проблемы во время внутриутробной жизни, неблагоприятные условия при родах, а также определенные
болезни и травмы в раннем детстве.
Сегодня реабилитационные программы для людей с умственной отсталостью стараются
обеспечить комфортабельную и стимулирующую среду для проживания таких людей либо у них дома,
в кругу их собственной семьи, либо в небольших специализированных интернатах и групповых домах,
следующих принципам нормализации. Важными аспектами реабилитации являются также
соответствующее уровню их способностей образование, помощь в разрешении психологических
проблем и программы, организующие подготовку в таких областях человеческой жизни, как
социальные взаимодействия, сексуальные отношения, брак, воспитание детей и профессиональные
занятия.
Расстройства пожилого возраста
Пожилой возраст, так же как и детство, несет с собой свои уникальные требования, огорчения и
биологические изменения. Таким образом, вместе с наступающей или приближающейся старостью
появляются и некоторые свойственные ей психологические расстройства. Пожилым в нашем обществе,
по определению, считается возраст после 65 лет. В Соединенных Штатах более 33 миллионов людей
старше 65 лет, их доля сегодня достигает 13% от всего населения, и их число, по сравнению с 1900
годом, увеличилось в И раз (Hobbs, 1997) (рис. 15.5). Количество пожилых женщин относится к
количеству пожилых мужчин, как три к двум.
Старея, люди встречаются со множеством физиологических, психологических и
социокультурных перемен. Они становятся более подверженными болезням и травмам и часто
испытывают стресс вследствие утраты — потери супруга, друзей, взрослых детей, необходимости
отказаться от прежних видов деятельности и прежних ролей. Многие также утрачивают ощущение цели
в жизни после того, как им приходится уйти на пенсию. Даже с любимыми домашними животными и
вещами им иногда приходится расставаться (Gallagher-Thompson & Thompson, 1995).
Стрессы, которые испытывают пожилые люди, не обязательно приводят к психологическим
проблемам (Schultz & Heckhausen, 1996). На самом деле некоторые пожилые люди используют такие
ситуации для того, чтобы больше узнавать о самих себе и расти. Однако у других стрессы,
свойственные пожилому возрасту, выливаются в психологические расстройства (Banerjee & Macdonald,
1996). Исследования показывают, что 50% пожилых людей нуждаются в психологической помощи
(MacDonald & Schnur, 1987), и при этом менее 20% сегодня действительно получают такую помощь. В
настоящее время менее 4% всех клинических врачей работают преимущественно с пожилыми
пациентами (Sleek, 1996).
Hosted by uCoz