Navigation bar
  Print document Start Previous page
 64 of 617 
Next page End  

классического обусловливания оказываются эффективными при лечении фобий (Wolpe, 1997;
Emmelkamp, 1994).
<Психологические заметки. Вот какие фобии встречались в популярных фильмах: страх змей
— «Индиана Джонс» (Indiana Jones), болезни — «Ханна и ее сестры» (Hannah and Her Sisters), внешнего
мира — «Подражатель» (Copycat), социальных ситуаций — «Энни Холл» (Annie Hall), полетов —
«Человек дождя» (Rain Man), высоты — «Головокружение» (Vertigo), красного цвета — «Марни»
(Marnie), замкнутого пространства — «Двойное тело» (Body Double).>
Оценка поведенческой модели
Начиная с 1950-х гг. число поведенческих клиницистов устойчиво растет, и поведенческая
модель стала влиятельной силой в клинической области. Были выдвинуты разнообразные
поведенческие теории, разработано множество приемов лечения. Приблизительно 5% сегодняшних
терапевтов сообщают, что их подход носит в основном поведенческий характер (Prohaska & Norcross,
1994).
Возможно, более всего привлекает в поведенческой модели то, что ее можно проверить в
лаборатории, тогда как психодинамические теории, как правило, нельзя. Базовые понятия
бихевиористов — стимул, реакцию и вознаграждение — можно наблюдать и измерять. Еще более
важным является то, что результаты исследований в значительной мере подтверждают поведенческую
модель (Wolpe, 1997; Emmelkamp, 1994). Экспериментаторы успешно используют принципы
обусловливания, вызывая клинические симптомы у испытуемых в
лаборатории, а это позволяет
предположить, что психологические расстройства могут возникать аналогичным образом. Вдобавок
поведенческие методы лечения оказываются эффективными в клинической практике в случае
конкретных страхов, слабых социальных навыков, умственной отсталости и других проблем (DeRubeis
& Grits-Christoph, 1998; Emmelkamp, 1994). Их эффективность впечатляет еще больше, если учесть
краткосрочность терапевтических методов и их низкую стоимость.
В то же время исследования выявляют и слабые стороны этой модели. Да, поведенческие
исследователи вызывают конкретные симптомы у испытуемых. Но возникают ли обычно эти симптомы
подобным образом? По-прежнему пет веских доказательств, что большинство людей с психическими
расстройствами — жертвы неадекватного обусловливания. Улучшения, отмечаемые в кабинете
терапевта, не всегда переносятся на реальную жизнь и не всегда сохраняются без дальнейшего лечения
(Nietzel et al., 1994; Stokes & Osnes, 1989).
Наконец, некоторые критики считают, что поведенческий подход является слишком
упрощенным, что его концептуальные понятия неспособны объяснить сложное человеческое поведение.
В 1977 г. Альберт Бандура, который ранее определил подражание как ключевой процесс
обусловливния, заявил, что, если люди хотят быть счастливыми и эффективно функционировать, то они
должны развить в себе позитивное чувство самоэффективности. То есть понять, что могут овладеть
необходимыми поведенческими реакциями и демонстрировать их всякий раз, когда это требуется.
Другие бихевиористы 1960-х и 70-х годов также заметили, что людям присущи когнитивные
поведенческие реакции, такие как предвидение или интерпретация — приемы мышления, которые во
многом игнорировались в поведенческой теории и терапии. Эти специалисты создали когнитивно-
поведенческие
теории (cognitive-behavioral theories), которые уделяют повышенное внимание скрытым
когнитивным и поведенческим реакциям (Meichenbaum, 1993; Goldiamond, 1965).
<Десенситизация.
Джозеф Вольпе (J. Wolpe), психиатр, разработавший поведенческий метод
лечения, названный систематической десенсибилизацией, сначала учит человека расслабляться, а затем
помогает ему соприкоснуться с пугающими объектами или ситуациями, реальными или
воображаемыми, пока человек остается в расслабленном состоянии.>
Самоэффективность идея, что человек может овладеть необходимыми поведенческими
реакциями и демонстрировать их всякий раз, когда это требуется.
Когнитивно-поведенческие теоретики перебрасывают мостик между поведенческой и
когнитивной моделью, разработав подход, отчасти объединяющий эти принципы. С одной стороны, их
объяснения строго следуют принципам научения. К примеру, эти теоретики считают, что когнитивным
процессам научаются посредством классического обусловливания, оперантного обусловливания и
подражания. С другой стороны, когнитивно-поведенческие теоретики разделяют точку зрения
когнитивных теоретиков других школ, что способность мыслить является наиболее важным аспектом
человеческого функционирования (Dougher, 1997; Wilson, Hayes & Gifford, 1997).
Hosted by uCoz