Navigation bar
  Print document Start Previous page
 68 of 617 
Next page End  

неспособны помочь всем. Результаты исследований начинают указывать на ограниченную
эффективность этих
подходов. Достаточно ли изменения когнитивных характеристик в случаях
психологической дисфункции? Могут ли подобные частные изменения мышления внести общие и
долговременные поправки в то, как человек мыслит и себя ведет?
<Пионер в клинической сфере.
Аарон Бек предположил, что многие формы аномального
поведения могут быть вызваны когнитивными факторами, такими как беспокойные мысли и нелогичное
мышление.>
Наконец, подобно другим моделям, когнитивная отличается определенной узостью. Хотя
познавательная способность представляет собой специфическую человеческую особенность, она —
лишь одна из составляющих человеческого функционирования. Не являются ли люди чем-то большим,
чем сумма их изменчивых мыслей, эмоций и поведенческих реакций? Не следует ли при объяснении
человеческого функционирования учитывать более широкие вопросы, например, то, как люди смотрят
на жизнь, что они получают от нее и как они решают вопрос смысла жизни? В этом заключается
позиция экзистенциально-гуманистического подхода.
Резюме
Когнитивная модель утверждает: чтобы понять человеческое поведение, необходимо понять
человеческое мышление.
Когнитивные объяснения. Когда люди демонстрируют аномальные паттерны функционирования,
когнитивные теоретики указывают на когнитивные проблемы, такие как неадекватные допущения и
процессы нелогичного мышления.
Когнитивные методы терапии. Когнитивные терапевты пытаются помочь людям распознать и
изменить свои ошибочные идеи и мыслительные процессы. Среди наиболее широко применяемых
когнитивных методов лечения — когнитивная терапия Бека.
Экзистенциально-гуманистическая опытная модель
Филип Берман — это нечто большее, чем психологические конфликты, выученные
поведенческие реакции и познавательные способности. Будучи человеком, он также обладает
способностью рассматривать философские вопросы, такие как самосознание, ценности, смысл и выбор,
и делать их частью своей жизни. Согласно гуманистическим и экзистенциальным теоретикам,
проблемы Филипа можно понять только в свете подобных сложных вопросов. Гуманистических и
экзистенциальных теоретиков обычно включают в одну группу — в подход, называемый
экзистенциально-гуманистической моделью (humanistic-existential model) — из-за присущего им
внимания к этим более широким аспектам человеческого существования. В то же время между ними
имеются важные различия.
Гуманистические психологи считают, что люди обладают врожденной тенденцией к дружбе,
сотрудничеству
и созиданию. Люди, заявляют эти теоретики, стремятся к самоактуализации
реализации этого потенциала добра и роста. Однако они могут этого добиться, только если наряду со
своими достоинствами честно признают и примут свои недостатки и определят удовлетворительные
личностные ценности, на которые следует ориентироваться в жизни.
Самоактуализация гуманистический процесс, в котором люди реализуют свой потенциал
добра и роста.
Экзистенциально-ориентированные психологи соглашаются, что люди должны иметь точное
представление о самих себе и жить содержательной «аутентичной» жизнью, с тем чтобы быть
психологически хорошо адаптированными. Однако их теории не предполагают, что люди от природы
склонны жить в позитивном ключе. Эти теоретики считают, что мы от рождения обладаем полной
свободой: либо открыто посмотреть на свое существование и придать смысл своей жизни, либо
уклониться от этой ответственности. Те, кто предпочитают «прятаться» от ответственности и выбора,
станут смотреть на себя как на беспомощных и слабых, в результате чего их жизнь может стать пустой,
неаутентичной и привести к появлению тех или иных симптомов.
<«Самое трудное в жизни — выбор» — Джордж Мур. «Изогнутая ветвь»>
И гуманистический и экзистенциальный взгляд на патологию восходят к 1940-м годам. В это
время Карл Роджерс (1902-1987), часто рассматриваемый как пионер гуманистического направления,
Hosted by uCoz