Navigation bar
  Print document Start Previous page
 71 of 617 
Next page End  

В ряде исследований изучалось психическое здоровье людей, считающих Бога теплым,
заботливым, готовым помочь и надежным (Clay, 1996). Раз за разом выясняется, что эти люди менее
одиноки, подавленны или тревожны, чем люди, считающие, что Бог холоден и безответен, или те, кто
не придерживается каких-либо религиозных убеждений. Кроме того, они, по-видимому, лучше
переносят сильные жизненные стрессы, начиная с болезни и кончая войной, а кроме того, реже
употребляют наркотики.
<Вопросы для размышления. Почему позитивные религиозные убеждения могут быть связаны
с психическим здоровьем? Почему многие клиницисты столь долгое время относились к религиозным
убеждениям с глубоким подозрением? Все ли модели патологии одинаково относятся к религии или
среди них есть такие, которым свойственно скорее негативное отношение к ней?>
---
Гештальт-теория и терапия
Гешталът-терапия, еще один гуманистический подход, была разработана в 1950-х годах
харизматическим клиницистом Фредериком (Фрицем) Перлсом (1893-1970). Гештальт-терапевты,
подобно клиент-центрированным терапевтам, побуждают людей признать и принять себя (Nietzel et al.,
1994; Yontef & Simkin, 1989). Но в отличие от клиент-центрированных терапевтов, они часто пытаются
достичь этой цели ставя клиентов в трудное положение и даже фрустрируя их. Их приемы призваны
также ускорить терапевтический процесс. Среди любимых приемов Перлса были искусственная
фрустрация, ролевая игра и многочисленные эксперименты, правила и упражнения.
Гештальт-терапия разработанный Фрицем Перлсом метод гуманистической терапии, в
котором клиницисты активно побуждают людей признать и принять себя, используя такие приемы,
как ролевая игра и искусственная фрустрация.
Прием искусственной фрустрации состоит в том, что гештальт-терапевты отказываются
удовлетворить ожидания или требования своих клиентов. Такое использование фрустрации призвано
помочь людям увидеть, насколько часто они пытаются путем манипуляции заставить других
удовлетворить их потребности. Прием ролевой игры заключается в том, что терапевты обучают
клиентов проигрыванию различных ролей. Человека могут попросить стать другим человеком,
объектом, альтер-эго (двойником) или даже частью тела (Polster, 1992). Когда людей призывают
полностью выразить свои эмоции, то ролевая игра может стать довольно бурной. Многие клиенты
кричат, визжат, пинают стулья или стучат кулаками. Благодаря такому опыту они могут «сделать
своими» (принять) чувства, которые ранее были им неизвестны.
Перлс также разработал набор правил, заставляющих клиентов посмотреть на себя более
внимательно. Например, в некоторых вариантах гештальт-терапии от людей могут потребовать
использовать в своей речи «я» вместо «это». Они должны говорить: «Я испуган», а не «Эта ситуация
пугает». Еще одно распространенное правило требует, чтобы люди оставались в «здесь и сейчас». Они
имеют потребности сейчас, они скрывают свои потребности сейчас и должны увидеть их именно
сейчас.
Называет себя гештальт-терапевтами приблизительно 1% клиницистов (Prochaska & Norcross,
1994). Поскольку они считают, что личностный опыт и самосознание не поддаются объективным
замерам, гештальт-подход редко становится объектом контролируемого исследования (Greenberg et al.,
1994).
<Приемы гештальт-терапии. Гештальт-терапевты могут побуждать людей выражать свои
потребности и чувства с максимальной интенсивностью посредством ролевой игры, ударом руки по
подушке и путем выполнения других упражнений. В гештальт-терапевтической группе ее участники
могут помогать друг другу «установить контакт» со своими потребностями и чувствами.>
Экзистенциальные теории и терапия
Подобно гуманистическим психологам, представители экзистенциального направления считают,
что причиной психологической дисфункции является самообман; но экзистенциалисты говорят о таком
виде самообмана, в котором люди уклоняются от жизненных обязанностей и неспособны признать, что
именно они должны наполнить смыслом свою жизнь. Согласно экзистенциалистам, многие люди
испытывают на себе сильное давление со стороны современного общества и потому ждут от других
совета и руководства. Они забывают о своей личной свободе выбора и избегают ответственности за
Hosted by uCoz