Navigation bar
  Print document Start Previous page
 92 of 617 
Next page End  

Тест Роршаха. В 1911 году швейцарский психиатр Германн Роршах (Hermann Rorschach),
занимаясь клинической диагностикой, пользовался чернильными пятнами.
Он капал чернила на бумагу, а затем складывал листы пополам, получая симметричные, но
совершенно случайные пятна. Роршах обнаружил, что каждый человек видел в этих пятнах какие-то
определенные образы.
Более того, образы, которые представляет человек, смотрящий на эти пятна, связаны с его
психическим состоянием. Предполагается, что пациенты с диагнозом шизофрения, например, увидят
совершенно другие образы, чем те, кто страдает от тревожности.
Роршах отобрал 10 чернильных пятен и в 1921 году опубликовал их вместе с инструкцией по
применению при клинической оценке. Этот материал был назван Психодинамическим тестом
чернильных пятен Роршаха. Спустя восемь месяцев в возрасте 37 лет Роршах умер, но коллеги
продолжили его работу, и чернильные пятна Роршаха заняли свое место среди самых популярных
проективных тестов XX века. Врачи проводят «Роршаха», как обычно называют этот тест, следующим
образом: пациенту на некоторое время дается одна карточка с пятнами, и он должен сказать, что видит,
чем ему представляются эти пятна или что они ему напоминают. Раньше, когда тест Роршаха только
появился, применявшие его исследователи в первую очередь интересовались темами и образами,
которые вызывают в сознании респондента чернильные пятна. В настоящее время исследователи
обращают большее внимание на тип ответов: Воспринимают ли испытуемые изображение пятен
целиком или видят детали? Обращают ли они внимание на сами пятна или на белые промежутки между
ними? Используют в ответах или игнорируют тени и полутона, которые представлены на некоторых
карточках?
Тест тематической апперцепции. Тест тематической апперцепции (ТАТ) —
это проективный
тест с изобразительными материалами (Murray, 1938; Morgan & Murray, 1935). Во время подобного
теста испытуемым обычно показывают 30 черно-белых фотографий людей, показанных в некой неясной
обстановке, и просят придумать историю о каждом персонаже. Нужно рассказать, что именно
изображено, что привело к такой ситуации, каковы мысли и чувства персонажей и чем все это могло бы
закончиться.
Исследователи, которые пользуются Тестом тематической апперцепции, считают, что
испытуемый отождествляет себя с одним из персонажей, изображенных на каждой карточке. В
придуманных историях люди стараются отразить свои собственные обстоятельства, потребности,
выразить свои чувства, показать свое восприятие реальности и свои фантазии. Например, пациентка,
участвующая в Тесте тематической апперцепции, возможно, пытается проявить свои чувства в рассказе
по карточке теста, представленной на рис. 3.1. Это одно из немногих изображений в Тестах
тематической апперцепции, которые разрешены к показу в учебниках.
<Рисунок 3.1. Одно из изображений, которые используются при проведении Теста
тематической апперцепции.
Эту женщину очень беспокоят воспоминания о матери, которую она
обижала. Она сожалеет о том, как относилась к матери, воспоминания мучают ее. Эти чувства могут
усилиться по мере того, как изображенная женщина будет стареть и видеть, что ее дети относятся к ней
так же, как она относилась к своей матери (Aiken, 1985, р. 372).>
Тест незаконченных предложений. Тест незаконченных предложений впервые был разработан в
1920-х годах (Payne, 1928). При его проведении тестируемых просят закончить ряд незаконченных
предложений, таких как «Я хочу...» или «Мой отец...». Этот тест рассматривается как хороший
трамплин для обсуждения быстрого и простого пути получения тем, которые можно использовать в
исследовании.
Рисуночные тесты. Принимая во внимание тот факт, что рисунок что-то раскрывает нам о
художнике, исследователи часто просят пациентов нарисовать человеческие фигуры и рассказать о них.
Оценка таких рисунков основывается на качестве и форме самого рисунка, твердости карандашной
линии, учитывается расположение рисунка на листе, размер фигур, характерные особенности
изображенных фигур, использование фона, а также замечания, которые делает тестируемый во время
рисования.
<Рисуночный тест. Рисуночные тесты обычно применяются для оценки функционирования
организма детей. Два самых популярных теста это «Дом—Дерево—Человек», при проведении которого
тестируемый рисует дом, дерево и человека, а также тест «кинетический рисунок семьи», при котором
рисуются члены семьи при выполнении каких-либо домашних дел.>
<Искусство оценки. Исследователи часто рассматривают произведения искусства как
неофициальные проективные тесты, в которых художники отражают свои конфликты и психическую
Hosted by uCoz