Navigation bar
  Print document Start Previous page
 10 of 640 
Next page End  

в «чистом виде» рассматриваемое свойство предмета. Способность к А. позволяет человеку мысленно
ориентироваться на такое свойство, устойчивое выделение которого служит условием решения
соответствующей задачи (в этом плане А. тесно связана с процессом внимания).
А. лежит в основе процессов обобщения и образования понятий.
Эмпирическому и
теоретическому уровням мышления соответствуют формальная и содержательная А.
Формальная А. состоит в вычленении таких свойств предмета, которые сами по себе и
независимо от него не существуют. Такое отчленение и изолированное выражение его результата
возможно только в мысленном плане (в А.). Так, геометрическая форма тела сама по себе реально не
существует и от тела отделиться не может. Но благодаря формальной А. она мысленно выделяется,
фиксируется, напр. с помощью чертежа, и самостоятельно рассматривается в своих особых свойствах.
Одна из основных функций такой А. заключается в выделении общих свойств некоторого множества
предметов и в фиксации этих свойств к.-л. знаком (чаще всего словесным или чертежом). А. такого вида
называется обобщающей. Комплекс абстрагированных свойств (формальное общее) становится
представителем соответствующего класса предметов и позволяет отличить этот класс от всех др. (напр.,
все тела прямоугольной формы отличить от тел др. форм). Этот комплекс, фиксированный к.-л. знаком,
становится его значением.
На основе системы взаимосвязанных значений эмпирическое мышление
строит различные классификации, каталоги и определители, которые позволяют человеку в
сокращенном виде охватывать чувственное многообразие предметов сообразно их общим свойствам.
Значения слов повседневного языка и специальных слов-терминов, создаваемые на основе формальной
А., являются носителями таких сокращений.
Содержательная А. вычленяет те свойства, стороны и состояния предмета, которые сами по
себе обладают относительной самостоятельностью. Эта А. отражает становление подобной
самостоятельности и его результат, имеющий форму сравнительно простого и однородного состояния.
«Абстрактное» как результат А. обозначает, т. о., нечто выделенное, одностороннее, простое,
приобретшее относительную самостоятельность внутри сложной системы. Ему противостоит
«конкретное» как нечто целостное, взаимосвязанное, многостороннее и сложное. Развитое мышление
человека первоначально образует различные А., а затем на их основе путем конкретизации
воспроизводит эту целостность (мысленное конкретное). Такое мышление одновременно и абстрактное
(осуществляется в форме А.), и конкретное (движется к конкретному и воспроизводит его). В этом
единстве противоположных моментов состоит диалектика теоретического мышления.
В психологии наиболее подробно и тщательно изучены особенности формальной, или
эмпирической, А., чаще всего встречающейся в повседневной жизни и в учебной практике. Она
является основой усвоения детьми знаний, описывающих предметы по их внешним свойствам. Этот вид
А. служит предпосылкой собственно теоретического мышления, которое опирается еще и на
содержательную А. До сих пор психологические характеристики этого вида А. и закономерности ее
развития у детей изучены слабо.
В психолого-педагогической литературе правомерно отмечается необходимость повышения
уровня абстрактности мышления школьников для полноценного усвоения ими современных научных
знаний. Как показывают специальные исследования, у детей следует, по возможности, рано начинать
формировать способность к точному вычленению и длительному мысленному удержанию к.-л.
существенных свойств и отношений предметов с целью их дальнейшего изучения «в чистом виде».
Особенно перспективно воспитание у уч-ся способности к образованию содержательных А. и к
оперированию ими. В процессе обучения можно формировать такой уровень и такие виды А., которые
соответствуют основным требованиям современного научного мышления. См. Развивающее обучение.
АБУЛИЯ (от греч. abulia
нерешительность) — психопатологический синдром,
характеризующийся вялостью, отсутствием инициативы и побуждений к деятельности, ослаблением
воли.
В
зависимости от причины А. м. б. кратковременным, периодически возвращающимся или
постоянным состоянием. Тяжелая А. — признак кататонической формы шизофрении,
циркулярного
психоза. А., как правило, возникает при массивных поражениях лобных долей мозга. А. м. б.
симптомом, указывающим на начальную стадию психического заболевания как у взрослых, так и у
детей. Нерезко выраженная А. иногда наблюдается и при некоторых пограничных состояниях (напр.
при психоневрозах). А. не следует смешивать со слабоволием, являющимся следствием неправильного
воспитания. Ср. Гипобулия. (Е. Д. Хомская.)
АВЕРСИВНАЯ ТЕРАПИЯ (от лат. aversatio
отвращение) — общее название группы
терапевтических методов, основанных на применении неприятных (аверсивных) стимулов,
вызывающих у клиента неприязнь, отвращение, крайне неприятные, болезненные ощущения; относится
Hosted by uCoz