Navigation bar
  Print document Start Previous page
 104 of 640 
Next page End  

членов группы, не использует оценочных суждений, практикует самораскрытие, что способствует
постепенному возникновению атмосферы доверия, а тем самым свободе исследования, осознанию и
выражению участниками личностно значимых фрагментов своего личного опыта (мыслей, чувств).
Отсутствуют, как правило, запланированные процедуры, использующиеся в др. (центрированных на
лидере) методах для того, чтобы структурировать процессы групповой динамики, преодолеть
сопротивление участников раскрытию личностных установок и включить в групповой процесс всех
участников. Полноценное самораскрытие членов группы возможно только после того, как группа
пройдет через основные этапы группового процесса: знакомство участников; ощущение фрустрации
из-за отсутствия структуры; первые попытки самораскрытия и сопротивление этому; описание
прошлых, более безопасных событий и чувств; открытое выражение негативных переживаний;
выражение любых переживаний, возникающих «здесь и теперь»; попытки исследования личностно
значимых тем и проявления самопринятия; основная встреча.
Акцент в работе Г. в. делается на самоисследовании участников, поиске ими аутентичности, на
искренности и открытости в выражении чувств и переживаний, благодаря чему постепенно
складывается атмосфера принятия и самопринятия в общении, которая воспринимается участниками
как теплая, поддерживающая и личностно безопасная. Все это помогает участникам углубляться в
собственный опыт, исследовать как позитивные, так и негативные его стороны, осознавать и принимать
их.
Опыт внеролевого общения ведет к нарушению конвенциональных коммуникативных
стереотипов, к более непредвзятому, непосредственному восприятию, более глубокому пониманию
членами группы самих себя. Перенос навыков и ценностей общения, полученных в ходе тренинговых
занятий, в сферу каждодневных коммуникаций — один из внутренних ресурсов человека, его
психологической культуры, эффекты которой проявляются в обращений человека к новым сторонам
личности его партнеров по общению, к новым способам и средствам самовыражения и рефлексии.
В качестве типичных эффектов Г. в. можно указать след.: расширяется сфера осознания
человеком самого себя; появляется тенденция уделять своим отношениям с др. людьми столько же
внимания, сколько содержанию общения; возникает стремление принимать нестандартные, творческие
идеи партнеров по общению, а не реагировать на эти идеи как на угрозу; более вероятными
оказываются конструктивные решения межличностных проблем; повышается самооценка; усиливаются
чувства эмпатии и близости по отношению к др. людям и миру в целом; изменения наблюдаются как в
профессиональной сфере, так и в сфере отношений с близкими людьми.
Основной постулат, на котором базируется Г. в., состоит в том, что само качество общения
зависит от внутриличностных отношений человека, т. е. от его отношений к самому себе. Г. в. часто
используется как средство решения различных коммуникативных проблем, связанных с преодолением
межкультурных (расовых, этнических, политических, межпоколенных, профессиональных)
конфликтов.
Помимо прочего, ставится задача способствовать самоактуализации человека, созданию
условий для преодоления им отстраненности и отчужденности от самого себя. См. также Человеко-
центрированный подход в психотерапии. (А. Б. Орлов.)
ГРУППИРОВКА (англ. groupment,
фр. groupement)
— операционально-алгебраическая
структура логики, одно из основных понятий операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже;
производно от понятия группы (в алгебре). Понятие Г. введено в психологию Пиаже (1937). В
концепции Пиаже это структура логики, которая, являясь связующим звеном между логическими и
психологическими структурами, позволяет использовать данные современной логики как средство
объяснения в психологии. С формальной т. зр., Г. — это закрытая, обратимая система, в которой все
операции объединены в одно целое, подчиняющееся 5 формальным критериям: 1) комбинативность: А
+ В = С; 2) обратимость: С - В = А; 3) ассоциативность: (А + В) + С = А + (В + С); 4) общая операция
идентичности: А - А = 0; 5) тавтология, или специальная идентичность: А + А = А, т. е. Г. получается,
если к 4 условиям группы добавить 5-е — наличие тавтологии.
В формальном выражении Г. — логическая, аксиоматическая модель, которую психолог может
использовать для интерпретации своих фактов. В психологическом выражении Г. — это состояние
«равновесия мысли», финальная стадия генетического развития, форма равновесия, к которой развитие
стремится. Такие логические операции, как простое и мультипликативное включение классов, простая и
мультипликативная сериация, симметрия и т. п. представляют собой Г.
Согласно Пиаже, интеллектуальное развитие можно описать как последовательность Г.,
вытекающих одна из др. При этом процесс развития психики можно одновременно изучать
эмпирически и теоретически с помощью аксиоматических моделей. В процессе развития Г. возникают
Hosted by uCoz