Navigation bar
  Print document Start Previous page
 106 of 640 
Next page End  

интенциональное, творческое существо. Истоки этих идей в философских традициях гуманистов
Возрождения, фр. Просвещения, нем. романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и
Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных
системах.
Общая методологическая платформа Г. п. реализуется в широком спектре различных подходов.
Проблема движущих сил становления и развития личности, потребностей и ценностей человека
получила раскрытие в работах А. Маслоу, В. Франкла, Ш. Бюлер и др. Ф. Бэррон, Р. Мэй и В. Франкл
подвергли анализу проблему свободы и ответственности. Трансценденция человеком своего бытия
рассматривается при этом как специфически человеческая сущностная особенность (Джурард, Франкл,
Маслоу). Проблематика межличностных отношений, любви, брака, сексуальных отношений,
самораскрытия в общении рассматривается в работах К. Роджерса, С. Джурарда, Р. Мэя и др.
Основной областью практического приложения Г. п. выступает психотерапевтическая
практика,
в которой зародились и были развиты многие из идей, образующих сегодня теоретический
фундамент Г. п. В работах Маслоу, Джурарда, Бэррона, Роджерса разработаны представления о
психически здоровой, полноценно функционирующей личности. Недирективная психотерапия
Роджерса (см. Человеко-центрированный подход в психотерапии)
и
логотерапия Франкла относятся к
числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем. Др. важная область
практического приложения Г. п. —
гуманистическая педагогика,
которая основана на принципах
недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих
способностей личности. Третья область практического приложения Г. п. —
социально-
психологический тренинг, одним из зачинателей которого был Роджерс (см. Группа встреч). Успехи
Г. п. в этих прикладных областях во многом определили социальную платформу Г. п., основанную на
утопической идее улучшения общества путем усовершенствования индивидов и межличностных
отношений (Маслоу). Сегодня Г. п. занимает важное и устойчивое место в западной психологии;
наметились тенденции частичной интеграции ее с др. школами и направлениями, в т. ч. с
психоанализом и необихевиоризмом. (Д. А. Леонтьев.)
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ см. Человекознание.
ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ (от лат. humor жидкость) координация физиологических
и биохимических процессов в организме, осуществляемая через жидкие среды (кровь, лимфа, тканевая
жидкость) с помощью различных веществ (в т. ч. гормонов).
У высокоразвитых организмов —
подчинена нервной регуляции, вместе с которой составляет единую систему нейрогуморальной
регуляции. См. Гомеостаз.
ГУМОРАЛЬНЫЙ (от лат. humor жидкость) относящийся к жидкостям в организме (кровь,
лимфа, желчь, слюна, слезы и др.). См. Темперамент.
ГУМОРАЛЬНЫЙ ФАКТОР (или агент)
любое биологически активное вещество в
жидкостях организма (напр., гормон в крови), образующееся в организме и участвующее в гуморальной
регуляции. Древнегреч. врачи и философы считали, что Г. фактором обусловлены не только физические,
но и психические состояния и свойства человека. Так, античная концепция темперамента утверждала,
что пропорцией 4 кардинальных жидкостей в организме определяется тип темперамента (гуморальная
концепция темперамента). (Б. М.)
_Д_
ДАВЫДОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1930-1998) известный отечественный психолог и
педагог, творчески развивал базисные идеи школы Л. С. Выготского,
совместно с Д. Б. Элькониным
построил теоретические и методологические основы новой научно-практической системы
развивающего обучения,
создал динамично развивающуюся научную школу. С основными
положениями теории учебной деятельности Д. читатель может познакомиться из ряда статей данного
словаря (см. Обучение и развитие, Учебная деятельность, Учебная задача, Учение и др.). Главные
работы: «Виды обобщения в обучении» (1972); «Теория развивающего обучения» (1996). (Б. М.)
ДАКТИЛОЛОГИЯ (от греч. daktylos
палец + logos — слово, речь) — дактильная речь
ручная азбука, служащая для замены устной речи при общении грамотных глухих людей между собой и
со всеми, знакомыми с Д.
Дактильные знаки заменяют буквы, поэтому в Д. имеется столько знаков, сколько букв в
алфавите данного языка. По очертанию многие дактильные знаки напоминают буквы печатного и
Hosted by uCoz