Navigation bar
  Print document Start Previous page
 110 of 640 
Next page End  

вергентных движений.
Вергентные Д. г. требуются, когда новая точка фиксации находится либо
дальше, либо ближе к наблюдателю.
4. Описанные выше функции выполняются за счет относительно крупных, больших Д. г.,
которые объединяются в категорию макродвижений глаз.
Существуют, однако, еще и микродвижения
глаз,
которые регистрируются при статической фиксации, когда фиксируемый объект и сам
наблюдатель (и его голова) неподвижны. В этой ситуации на Д. г. со стороны зрительного восприятия
возлагается еще одна важная функция — функция противодействия локальной сенсорной адаптации
(вследствие которой в условиях полной неподвижности и неизменности изображения на сетчатке
зрительное восприятие прекращается через 2-3 с, т. е. образуется «пустое поле»). Эту функцию можно
назвать «дестабилизирующей», а сами Д. г. называются «фиксационными» (или «фиксационным
нистагмом»). Обычно они не замечаются, но мы чувствуем их, как что-то противодействующее нашему
желанию прочно фиксировать определенную точку объекта. При статической фиксации
регистрируются 3 типа Д. г.: тремор — мелкие высокочастотные колебания глаза с амплитудой меньше
5' и частотой от 20 до 150 Гц (см. Тремор глаз);
дрейф сравнительно медленные Д. г. со средней
скоростью 6 угл. мин/с и амплитудой до 30'; флики (или микросаккады) — более быстрые движения с
амплитудой 3-10', возникающие с интервалом в среднем 0,5 с. Видимо, основную роль в осуществлении
дестабилизирующей функции играют дрейфы и флики.
Многочисленными исследованиями показано, что Д. г. принимают активную роль в зрительном
восприятии, участвуя в поиске и обнаружении объектов (стимулов),
измерении и анализе
пространственных свойств: форма, положение, размер, удаленность, скорость движения и др.
Высказывались и возражения против этой т. зр., опирающиеся на данные о том, что пространственные
свойства могут оцениваться с достаточной точностью и без Д. г. (напр., при очень краткой экспозиции,
в условиях наблюдения последовательного образа или искусственно стабилизированного изображения
на сетчатке). В свою очередь, защитники «глазодвигательной теории» приводят данные о викарных
перцептивных действиях, а также обращают внимание на то, что Д. г. особенно необходимы на ранних
стадиях развития восприятия, а также в условиях наблюдения новых, малоизвестных объектов, когда
еще не сформированы механизмы быстрого узнавания и анализа объектов. (Б. М.)
ДВИЖЕНИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ И ПРОИЗВОЛЬНЫЕ (англ. involuntary and voluntary
movements)
— движения человека, отличающиеся друг от друга тем, что первые (Д. н.) совершаются
бессознательно и/или автоматически, а вторые (Д. н.) носят сознательный характер, выполняются в
соответствии со стоящей перед субъектом целью. Движения регулируются, как показал еще И. М.
Сеченов,
ощущениями проприоцептивными, отражающими особенности самих выполняемых
движений, а также экстероцептивными, сигнализирующими о тех изменениях в окружающей среде,
которые, напр., вызываются этими движениями.
В результате многократных повторений в однообразных обстоятельствах, по мере угашения
ориентировочных реакций, первоначально сознательно регулируемые движения начинают выполняться
механически, приобретая характер «вторичных автоматизмов».
Решающую роль в формировании и осуществлении Д. п. играет ориентировочная деятельность,
с помощью которой производится обследование ситуации и формируется образ этой ситуации и тех
действий, которые должны быть в ней выполнены. От того, как сложится ориентировочная основа Д. п.,
зависит быстрота их образования, совершенство выполнения и широта переноса в новые условия.
У животных обнаруживаются лишь те формы Д. п., которые регулируются посредством
перцептивных образов и в основе которых лежат нервные процессы, происходящие на уровне 1-й
сигнальной системы.
Новой, более высокой ступени развития Д. п. достигают у человека в связи с продуктивным
характером его общественно-трудовой деятельности и возникновением языка.
Специфической
особенностью человеческих Д. п. является то, что в управлении ими существенную роль играют
различного рода словесные инструкции и самоинструкции.
Д. п. формируются на основе Д. н. в результате накопления ребенком двигательного опыта и
специального обучения — формирования двигательных навыков и умений. По мере овладения языком у
детей появляется словесная регуляция движений. На ранних генетических стадиях, как показал Л. С.
Выготский, эта регуляция носит межиндивидуальный характер: взрослый дает словесную инструкцию,
а ребенок ее выполняет. На этой основе в дальнейшем возникает у ребенка саморегуляция движения
при помощи речи,
сначала внешней, а затем и внутренней, что знаменует собой переход на высший,
специфически человеческий уровень развития Д. п., выполняемых в соответствии с социально
поставленной целью. Ср. Воля, Непроизвольные реакции.
Hosted by uCoz