Navigation bar
  Print document Start Previous page
 113 of 640 
Next page End  

следствий, могущих быть проверенными на практике. По отношению к процессу познания в целом Д.
обеспечивает строгость и доказательность рассуждения при условии непротиворечивости исходной
системы понятий. Однако она не может обосновать саму эту исходную систему. Поскольку Д. широко
используется в научном познании, она важна также и при обучении наукам. Дедуктивный метод
обучения позволяет вместо рассмотрения множества единичных случаев усвоить общие принципы, что
происходит, напр., при изучении геометрии. Особую роль Д. призвана играть в формировании
логического мышления школьников.
ДЕЗАВТОМАТИЗАЦИЯ (англ. desautomatization)
— нарушение двигательных навыков и
высших форм автоматизированных движений (праксиса), в результате чего выполнение каждого звена
их начинает требовать специального произвольного усилия. Д. возникает чаще при поражениях
премоторных отделов коры головного мозга. Ср. Деавтоматизация движений. (Е. Д. Хомская.)
ДЕЙСТВИЕ (в психологии) (англ. action, performance)
произвольный акт, акция, процесс,
подчиненный представлению о результате, образу будущего, т. е. процесс, подчиненный осознаваемой
(сознательной) цели. В терминологии А. А. Ухтомского Д. есть прижизненно построенный
функциональный орган,
обладающий собственной биодинамической, чувственной и аффективной
тканью. Как и др. функциональные органы индивида, Д. есть виртуальный механизм, данный внешнему
наблюдателю лишь в исполнении. Носитель Д. способен проигрывать его во внутреннем плане,
мысленно совершать Д. до Д., что в сложных ситуациях полезно, т. к. минимизирует возможные
ошибки. Формированию Д. предшествует или происходит наряду с ним формирование образа ситуации
и образа Д., которые должны быть в ней выполнены. При осуществлении Д. происходит декомпозиция
регулирующего образа и композиция Д. Последняя приводит к уточнению образа. Подобное возможно
потому, что биодинамическая и чувственная ткань живого движения,
являющегося строительным
материалом Д., — это одно. Их можно себе представить как 2 стороны ленты М¸биуса, переходящие
одна в др. В осуществлении Д. участвуют (со сдвигом по фазе) 2 формы чувствительности: к ситуации и
к исполнению. Наличие их обеспечивает возможность оперативной перестройки Д. по ходу его
исполнения. Сказанное не относится к сверхбыстрым, баллистическим Д.
Д., как и поступок,
есть истинное бытие человека, в нем индивидуальность действительна
(Гегель). Д. м. б. относительно самостоятельным или входить в качестве компонента в. более широкие
структуры деятельности.
Д. само может выступать как внешний предмет для усваивающего его
субъекта. Построить Д. не проще, чем построить предмет. Чувственно-предметное Д. — это
кентаврическое образование, имеющее внешнюю и внутреннюю форму (чувственная ткань, образ
ситуации и образ действия, слово, цель). Д. эволюционирует, инволюционирует, обладает свойствами
реактивности, чувствительности, начальными элементами рефлексии. Ч. Шеррингтон локализовал в Д.
элементы памяти и предвидения, А. В. Запорожец выделял в Д. практическую и теоретическую части.
С. Л. Рубинштейн рассматривал Д. в качестве исходной единицы, «клеточки», неразвитого начала
развитого целого, всего психологического анализа. Д. обладает порождающими свойствами. Благодаря
дифференциации оно служит источником возникновения и развития многих превращенных форм
(ориентировочное, перцептивное, мнемическое, викарное, умственное, эмоциональное и пр.), в т. ч. Д.
внутренних, т. е. автономизировавшихся, обособившихся и освобожденных от своей внешней оболочки.
После такой автономизации внутренние формы Д. могут интериоризироваться в др. формы чувственно-
предметного Д. и деятельности, превращая их в разумные, свободные, в «умное делание».
Д. м. б. не только исполнительным (в широком смысле). Оно может выполнять функции знака и
даже символа, т. е. изобразительные, коммуникативные функции. Для человека, усваивающего Д., оно
выступает в качестве цели, а для усвоившего Д. его исполнение становится потребностью, мотивом. Т.
о., «внутренняя картина», «внутренняя драматургия» Д. постоянно обогащается, что является
непременным условием повышения не только его внешней эффективности, но и творческого
потенциала.
Структура Д. чрезвычайно сложна. Макроанализ выделяет в нем 3 основных компонента: а)
принятие решения (формирование или активацию программы); б) реализацию; в) контроль и
коррекцию. Микроструктурный и микродинамический анализ позволил выделить в 1-м компоненте
образ ситуации (оперативный образ),
образ Д., интегральную и дифференциальную программы,
которые подпитываются памятью о прошлых Д. В компонентах реализации и контроля выделены
сохраняющие свойства целого волны и кванты. Все макро- и микрокомпоненты пронизаны сетью
прямых и обратных связей, представляющих собой «кровеносную систему» целого Д.,
обеспечивающую сложное сочетание программного и афферентационного способов его регулирования
и осуществления (Н. Д. Гордеева). Сложность структуры Д. объясняет его неповторимость. Согласно Н.
Hosted by uCoz