Navigation bar
  Print document Start Previous page
 114 of 640 
Next page End  

А. Бернштейну,
упражнение — это повторение без повторения. При принятии решения наблюдается
соревнование, конкуренция его консервативных свойств, определяемых новизной ситуации, целей и
смыслов возникшей двигательной задачи.
На основании часто интуитивно представляемой внутренней картины Д. и его внешнего
исполняющего рисунка в научной (и художественной) литературе используются многочисленные
противопоставления и метафоры, сопровождающие понятия движения и Д.: мертвое, физическое,
механическое, машинообразное и живое, биологическое, раскованное, творческое, свободное; внешнее
и внутреннее, превращенное, психологическое, осмысленное, духовное и т. п. В психологической науке
создается классификация Д. К выделенным классам относятся управляющие, исполнительные,
утилитарно-приспособительные, перцептивные, мнемические, умственные, коммуникативные (в т. ч.
речевые). Имеются и др. основания для классификации. Д. разделяют на: импульсивные, реактивные и
осмысленные, разумные; регулярные и экстренные и т. п. Наконец, важно разделение Д. на игровые,
учебные, трудовые, сценические, спортивные. Каждое из них оснащается теми или иными внешними
средствами и аксессуарами и требует формирования внутренних средств и способов. См. Двигательный
навык, Движения непроизвольные и произвольные, Операция, Сознательность учения. (В. П. Зинченко.)
ДЕЙТЕРАНОПИЯ (англ. deuteranopia;
от греч. deuteros — второй) — цветоаномалия
дихроматического (частичного) типа, при которой не функционируют рецепторы, преимущественно
чувствительные к зеленой части светового спектра; проще говоря, слепота к зеленому цвету. Название
мотивировано тем, что зеленый считается 2-м цветом в системе первичных цветов RGB (красный,
зеленый, синий). Для получения желтого цвета путем оптического смешения красного и зеленого
дейтеранопам требуется значительно больше зеленого цвета, чем трихроматам. При Д. светло-зеленый
(с т. зр. нормального зрения) цвет путают с темно-красным. Д. — обычно наследственная, сцепленная с
полом аномалия; встречается у 5% мужчин, что в несколько раз превышает частоту ее встречаемости у
женщин; из 3 типов частичной цветовой слепоты Д. самая частая. Ср. Дальтонизм, Протанопия,
Тританопия. См. также Первичные (единичные) цвета, Цветовое зрение. (Б. М.)
ДЕЙТЕРООБУЧЕНИЕ (англ. deutero-learning; от греч. deuteros второй) термин, который
используется в западной педагогической психологии для обозначения обучения самой учебной
деятельности, т. е. тем умениям, которые развивают способности уч-ся к эффективному учению. (Б. М.)
ДЕКАЛЯЖ (от фр. decalage расхождение, расклинивание) понятие операциональной
концепции интеллекта Ж. Пиаже — повторное появление познавательных структур и феноменов в
процессе развития. Пиаже выделяет 2 общих класса таких повторений: вертикальные и горизонтальны
декаляжи.
Вертикальные Д. повторение на новом уровне (этапе) феноменов, которые были преодолены
на предшествующем уровне (этапе) развития. При этом познавательные структуры, появляющиеся на
разных уровнях, обладают формальным сходством; похожи и содержания, к которым они применяются,
но уровни функционирования оказываются принципиально различными — на каждом уровне
применяются разные операции. Вертикальные Д. являются показателем постепенной дифференциации
между возможными типами группировок (практическими, логическими, инфралогическими).
Горизонтальные Д. повторения явления в пределах одного и того же уровня. В этом случае
общий уровень функционирования структуры остается одним и тем же, но применение (аккомодация)
ее к разному содержанию протекает асинхронно. Особенно эти повторения проявляются при овладении
понятиями.
При этом, чем больше препятствий оказывает внешняя картина вещей, тем больше
выражено запаздывание в развитии понятий. Напр., дети 7-8 лет могут расположить предметы в серию
по длине или размеру, к 9-10 гг. они способны составить серию по весу, и лишь в 11-12 лет они
приходят к пониманию транзитивности по отношению к объему. Горизонтальные Д. являются
результатом запаздывания между группировками, относящимся к разному содержанию. (Е. В.
Филиппова.)
ДЕКАРТ
РЕНЕ (Descartes, 1596-1650) фр. философ и естествоиспытатель, сыгравший
существенную роль в превращении психологии из умозрительной философской науки в эмпирическую
науку о явлениях сознания.
Используя метод «универсального сомнения» и отвергая все то, в чем мы
можем хоть раз усомниться, как «точку отсчета» для построения философии нового типа, Д. пришел к
выводу, что наиболее достоверным и несомненным для каждого человека является существование его
собственного мышления (под «мышлением» Д. понимает любую осознаваемую субъектом психическую
деятельность): «Я мыслю, следовательно, существую». Все остальное мы воспринимаем через «призму»
нашего сознания. Тем самым, Д. стал родоначальником рационализма в новой философии и
интроспективной психологии.
Д. впервые в истории психологии дал критерий отличия психических
Hosted by uCoz