Navigation bar
  Print document Start Previous page
 118 of 640 
Next page End  

бессодержательной, «пустой».
Следует иметь в виду, что отклонения в психическом развитии м. б. вызваны и весьма
незначительными, не бросающимися в глаза нарушениями. Так, снижение слуха на шепот при
сохранности восприятия голоса нормальной разговорной громкости может привести к речевому
недоразвитию. В результате перенесенных ребенком вредных воздействий (родовой травмы, тяжелой
инфекции и др.) может возникнуть задержка психического развития, препятствующая нормальному
обучению ребенка в школе, и т. п.
Вместе с тем развитие аномального ребенка имеет те же тенденции, подчиняется тем же
закономерностям, что и развитие нормального ребенка. Это является основанием для оптимистического
подхода к возможностям воспитания и обучения Д. с о. в п. р. Но для того чтобы имеющиеся у них
тенденции развития были реализованы, а само развитие максимально (в соответствии с характером
первичного нарушения) приближено к нормальному, требуется специальное педагогическое
воздействие, имеющее коррекционную направленность и учитывающее специфику данного дефекта.
Педагогическое воздействие направлено в первую очередь на преодоление и предупреждение
вторичных дефектов. Последние, в отличие от первичных нарушений, имеющих органический характер
и требующих мед. коррекции, поддаются педагогической коррекции. С помощью педагогических
средств м. б. также достигнута значительная компенсация функций — восстановление или замещение
нарушенной функции. В то же время, как показала отечественная коррекционная психология,
спонтанная компенсация дефекта не имеет места: нарушение слухового восприятия не компенсируется
за счет более интенсивного развития зрительной функции, а, напротив, влечет за собой недоразвитие
зрительного восприятия; нарушение зрительной функции не ведет к усиленному по сравнению с
нормальным развитию тактильно-двигательного восприятия и т. п.
Успешность предупреждения, коррекции и компенсации отклонения в психическом развитии
непосредственно зависит от сроков начала, содержания и методов коррекционной работы. Отсюда
чрезвычайно важное значение имеют раннее обнаружение отклонений в развитии и правильная
диагностика первичного дефекта. См. Психический дизонтогенез. (В. И. Лубовский)
ДЕТСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ (англ. child neuropsychology)
— наука о формировании
функциональной мозговой организации в онтогенезе.
Возникла на пересечении нейропсихологии,
детской психоневрологии, детской психологии и возрастной психофизиологии.
Являясь разделом
нейропсихологии, в настоящее время Д. н. становится самостоятельным направлением. Для Д. н.
являются основополагающими след. представления: 1) нейробиологическое созревание той или иной
мозговой системы должно опережать развитие конкретного психологического фактора; 2) актуализация
ресурсов мозга возможна только в условиях стимуляции извне, социального запроса.
Современная экологическая ситуация, особенности развития в возрасте до 7 лет в условиях
резкого снижения моторной нагрузки, раннего освоения навыков чтения, счета и работы с компьютером
нередко могут приводить к диссоциации между сохранностью неврологических функций и наличием
функциональной незрелости головного мозга, которая может проявить себя в критические возрастные
периоды или при возрастании функциональных нагрузок. Особую группу в работе детского
нейропсихолога составляют дети с органическими поражениями мозга в период раннего
нейроонтогенеза. Нейропсихологический анализ отклоняющегося развития детей позволяет выявить
механизмы, лежащие в основе дезадаптивного поведения ребенка, несформированность отдельных
функциональных звеньев, их атипичное или аномальное развитие. Раннее выявление причин и
механизмов появления функциональных дефицитов в ц. н. с. позволяет адекватно и своевременно
провести коррекцию. См. Дети с отклонениями в психическом развитии. (Ю. В. Гущин, С. В. Гатина.)
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. child psychology)
отрасль психологии, изучающая
закономерности психического развития ребенка. Имеет ряд общих проблем с педагогической
психологией,
теснейшим образом связана с педагогикой, а также с возрастной морфологией и
физиологией, особенно с физиологией высшей нервной деятельности.
Исследования в области Д. п. имеют важное значение для педагогической практики, поскольку
знание условий и закономерностей психического развития ребенка необходимо для эффективного
управления этим процессом в соответствии с целями обучения и воспитания.
Предметом изучения Д. п. являются условия и движущие причины онтогенеза человеческой
психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных),
формирования различных типов деятельности ребенка (игра, труд, учение; см. Деятельность детская),
качеств его личности, а также возрастные и индивидуальные особенности детей.
Д. п. использует методы исследования, разработанные в общей психологии, но характер их
Hosted by uCoz