Navigation bar
  Print document Start Previous page
 127 of 640 
Next page End  

увеличивается время действия с каждым предметом (игрушкой), появляется многообразие действий.
Предметно-манипулятивная деятельность становится ведущей в раннем возрасте (см. Ведущая
деятельность).
В недрах предметно-манипулятивной деятельности формируются предпосылки др. видов Д. д. —
игровой, продуктивной, элементов трудовой.
Вначале игра носит процессуальный характер, близкий к предметным действиям. Позднее
возникает сюжетно-ролевая игра, которая и становится ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.
Сюжетно-ролевая игра направлена на отображение деятельности взрослых, отношений между людьми и
т. п. По мере развития игры роль подлинных предметных действий быстро снижается, в игру
включаются предметы-заменители, позволяющие ребенку производить соответствующие действия в
отсутствие нужного предмета, воспроизводя не само предметное действие, а функцию данного
предмета, смысл производимого действия. Выпадающие звенья этого действия заменяются речью.
В
дальнейшем действие может происходить с воображаемым предметом. Игровое действие приобретает,
т. о., знаковый, символический характер. Наряду с игрой в дошкольном возрасте возникают и др. виды
Д. д. — продуктивная, элементы трудовой.
Овладение элементами трудовой деятельности
— прямое продолжение развития предметной
деятельности ребенка, делает для него общественно значимыми сами предметные и орудийные
действия, требует нового уровня овладения ими. У младших детей появление элементов трудовой
деятельности выражается в основном в овладении навыками самообслуживания, которые обеспечивают
им известную самостоятельность в быту. В среднем и старшем дошкольном возрасте к
самообслуживанию прибавляется посильный бытовой труд. Появление элементов трудовой
деятельности связано с выработкой весьма сложных по своей структуре навыков.
Продуктивная Д. д. конструктивная, изобразительная играет важную роль в развитии
дошкольника, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием
познавательных процессов — восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
В изобразительной деятельности ребенка тесно переплетены интеллектуальные и аффективные
процессы. Созданный им продукт — рисунок, лепная поделка и др. — в значительной мере отражает
его представления об окружающем и эмоциональное отношение к миру. Изобразительная деятельность
проходит за дошкольный период большой путь развития. На 4-м г. жизни у ребенка, как правило,
появляются первые предметные рисунки (см. Рисунок детский).
В процессе обучения и воспитания к концу дошкольного возраста формируется также
познавательная деятельность.
Добавление: Важно отметить, что все выделенные выше виды Д. д., по крайней мере, в своих
начальных формах обязательно имеют характер совместной деятельности ребенка со взрослым. Они
не возникают и не развиваются чисто спонтанно, но организуются и осуществляются сначала
взрослыми вместе с детьми. Лишь постепенно возникают условия для относительной автономизации
(индивидуализации) тех или иных созревших форм Д. д. Поэтому не м. б. в принципе
противопоставления деятельностного подхода к развитию (А. Н. Леонтьев и др.) и коммуникативного
подхода Л. С. Выготского.
Оба подхода идеально совместимы, отчасти взаимодополнительны, а в
целом предполагают друг друга, т. е. ни Выготский не мыслил общение вне Д. д., ни Леонтьев — Д. д.
вне общения. Различие между ними столь же глубокое, как между словосочетаниями коммуникативно-
деятельностный и деятельностно-коммуникативный подходы, (Б. М.)
ДЖЕМС (ДЖЕЙМС) ВИЛЬЯМ (УИЛЬЯМ) (James, 1842-1910) амер. психолог и философ,
один из основателей философии прагматизма и функционализма как направления в психологии. Не
удовлетворенный элементаристскими концепциями сознания, основания которых их авторы находили в
физиологических и физических науках (В. Вундт, Г. Т. Фехнер),
Д. считал основой психологии
биологию и доказывал необходимость рассмотрения сознания в его приспособительной функции к
среде, что послужило предметом исследования психологов Чикагской школы (Дж. Дьюи, Дж. Энджелл,
Дж. Г. Мид и др.). Определенную роль в критике господствующего в современной Д. психологии
элементаризма сыграли интроспективные описания Д. психической жизни как «потока сознания»,
в
котором невозможно вычленить «атомы» и «ассоциации» как жесткие связи между ними, а можно
увидеть постоянное изменение качеств, наличие смутных и малоосознаваемых содержаний, отчетливую
избирательность (селективность) сознания и т. п.
Д. известен созданием одной из первых в психологии теории личности.
Осознание своего
личного существования, по Д., имеет 2 стороны: Я как «познаваемое», которое называл Д.
«эмпирическим Я», или «личностью», и «Я как познающее», называемое «чистым Я». Эмпирическое
Hosted by uCoz