Navigation bar
  Print document Start Previous page
 128 of 640 
Next page End  

Я имеет следующую структуру: 1) физическая личность (собственная телесная организация, одежда,
дом, семья, состояние и т. п.); 2) социальная личность (признание в нас личности со стороны др. людей:
у человека столько социальных личностей, во сколько социальных групп он психологически включен);
3) духовная личность (единство всех духовных свойств и состояний личности: мышления, эмоций,
желаний и т. п., ядром которого является чувство активности Я). Многие понятия, которые Д.
использовал для анализа отдельных сторон личности (самооценка, притязания, успех и неуспех и др.),
впоследствии развивались в психологии личности. Д. является также автором т. н. периферической
теории эмоций, которая парадоксально решала проблему возникновения эмоционального переживания
(см. ДжемсаЛанге теория эмоций). См. также Функциональная психология. (Е. Е. Соколова.)
ДЖЕМСАЛАНГЕ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ (англ.
JamesLange theory of emotion)
психологическая теория эмоций,
выдвинутая одновременно и независимо друг от друга В. Джемсом
(1884) и датским анатомом Г. Ланге (1885). Восприятие возбуждающего факта (печальное известие,
опасность и т. п.) непосредственно, рефлекторным путем вызывает телесные изменения
(кровообращения, дыхания, мимики), а наше чувствование (ощущение) этих изменений есть эмоция.
Вместо выдвигавшейся обычно последовательности: причина (стимул) — чувствование — внешнее
выражение, эта теория указывает иную последовательность: причина (стимул) — телесное изменение
— чувствование; то, что принимается за причину (чувствование), оказывается само следствием
(результат телесных изменений). «Мы огорчены, потому что плачем; разгневаны, потому что наносим
удары; испуганы, потому что дрожим» (Джемс). Ланге особенно выдвигал роль сосудодвигательной
системы в возникновении эмоций и приписывал ей первостепенное значение, без нее мы не знали бы
«ни радости, ни гнева, ни забот, ни страха». См. также Выразительные движения. (Б. Е. Варшава, Л. С.
Выготский, 1931.) См. Гипотеза мимической (лицевой) обратной связи.
ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (от греч. diagnosis распознавание)
обследование человека в целях определения индивидуальных особенностей развития его психики:
способностей, личностных черт, мотиваций, отклонений от психической «нормы» и т. д. Существенное
значение для Д. п. р. имеет история развития обследуемого (анамнез).
Процедура Д. п. р. состоит из 2 этапов: 1) сбора психодиагностической информации; 2)
постановки диагноза и формулировки рекомендаций. Существуют 2 способа получения информации в
Д. п. р.: 1) краткое более или менее разностороннее обследование с применением ряда
психодиагностических методик (тестов);
2)
длительное изучение человека в условиях учебно-
воспитательного или лечебного учреждения. В свою очередь краткое исследование делится на 2 вида: 1)
психологическое тестирование, при котором достигается стандартность процедуры и дается
количественная оценка уровня психического развития; 2) комплексное обследование (клинический
метод по Ж. Пиаже),
при котором выдвигаются и проверяются гипотезы и дается качественная
характеристика психики человека.
Д. п. р. включается в процесс психологической консультации и заканчивается выдачей
психологических рекомендаций. Полученные данные используются для определения путей обучения
(это особенно важно при Д. п. р. детей с нарушениями развития), лечения (в психиатрии,
психоневрологии, нейрохирургии), в целях профессиональной ориентации и профессионального отбора
и т. п. В тех случаях, когда имеются отклонения в психическом развитии человека, с учетом результатов
Д. п. р. обсуждаются меры по их исправлению или компенсации. Этот вопрос решается компетентными
органами, имеющими соответствующие права (при этом привлекаются необходимые мед.,
психологические и др. данные).
Отечественные психологи важнейшее значение при Д. п. р. придавали качественному анализу
особенностей деятельности и психики человека, выяснению «зоны ближайшего развития» (Л. С.
Выготский);
решительно критиковали практику формального применения тестов интеллекта,
которые направлены на определение суммарной количественной характеристики интеллекта, т. н.
коэффициента интеллекта (IQ) или умственного возраста.
Подобные тесты не вскрывают причин
возможных отклонений в развитии. Кроме того, следует учитывать, что результаты тестирования в
значительной мере зависят от условий жизни, обучения и воспитания обследуемых. В последние
десятилетия распространены комплексные тестовые батареи, дающие многомерную характеристику
психического развития детей (напр., шкала Бейли). Широко используются тесты уровня развития
поступающих в школу. Результаты Д. п. р. в определенной мере позволяют оценивать эффективность
содержания и методов той или иной системы обучения и воспитания детей. (В. Н. Дружинин.)
ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ (англ. divergent thinking) см. Интеллект, Креативность.
ДИВЕРГЕНЦИЯ ГЛАЗ (от лат. divergentio
расхождение) — один из видов вергентных
Hosted by uCoz