Navigation bar
  Print document Start Previous page
 130 of 640 
Next page End  

условных раздражителей с постоянными интервалами времени между ними. Образование Д. с.
представляет значительные трудности для н. с., но, выработанный, он делает нервную деятельность
экономной и высокоэффективной, поскольку каждая предыдущая реакция в этом случае подготавливает
последующую. См. Автоматизация движений, Высшая нервная деятельность.
ДИППОЛЬДИЗМ — см. Садизм.
ДИСГРАФИЯ (от греч. dys
приставка, означающая расстройство, + grapho — пишу) —
нарушение письма, при котором наблюдаются замены букв, пропуски и перестановки букв и слогов, а
также слияние слов. Д. обусловлена нарушением речевой системы в целом и является симптомом
алалии,
разных форм афазий или недоразвития речи. В основе Д. обычно лежат неполноценность
фонематического слуха (слуха на речевые звуки) и недостатки произношения, препятствующие
овладению фонематическим (звуковым) составом слова. Для исправления Д. проводятся занятия по
коррекции недостатков устной речи, а также специальные упражнения в чтении и письме.
ДИСК БЭНХЭМА (англ. Benham's top) см. Индуцированные (фехнеровские) цвета.
ДИСКОМФОРТНОЕ СОСТОЯНИЕ (англ. discomfort)
— состояние, характеризующееся
неприятными субъективными ощущениями (головная боль, головокружение и т. п.), часто
сопровождается неблагоприятными психофизиологическими сдвигами. Может возникать под влиянием
вредных или непривычных воздействий на человека, при чрезмерном ограничении или увеличении
числа сенсорных раздражителей, нарушении цикличности сна и бодрствования и т. д. Изучение причин
возникновения Д. с. особенно актуально в связи с проблемами освоения человеком новых непривычных
для него условий (в космическом полете, подводном плавании и т. п.). Электрофизиологическим
показателем Д. с. является повышение активности медленных тета- и дельта-ритмов в ЭЭГ (см. Стресс,
Электроэнцефалография).
ДИСКУРСИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ — см. Мышление дискурсивное.
ДИСЛАЛИЯ — см. Косноязычие.
ДИСЛЕКСИЯ (англ. dyslexia;
от греч. dys
повреждение + lexia
речь) — существенные
трудности в овладении чтением (в т. ч. в понимании прочитанного) и письмом у нормальных в других
отношениях детей. Как ни странно, нередко Д. сопровождается повышенными показателями
умственного развития. Ср. Алексия.
Син. Д. развития (developmental dyslexia).
Имеются данные о
существовании наследственного фактора Д. Предполагается, что одной из причин Д. м. б. задержка в
развитии латерализации функций головного мозга. (Б. М.)
ДИСПАРАТНОСТЬ см. Стереопсис, Стереоскоп.
ДИССИМУЛЯЦИЯ (от лат. dissimulatio
сокрытие) — сознательное стремление человека
скрыть свои болезненные расстройства, чаще всего симптомы психических заболеваний.
ДИСТАЛЬНЫЙ СТИМУЛ (англ. distal stimulus)
— объект, вызывающий соответствующее
предметное восприятие. Д. с. отличают от проксимального стимула,
т. е. от пространственно-
временной конфигурации энергии на поверхности реципирующего органа, источником которой и
является Д. с. Организм всегда имеет дело с проксимальной стимуляцией, т. е. с пространственно-
временными конфигурациями света, звука, теплоты, кинетической и химической энергии, в то время
как субъекту репрезентируется дистальная форма стимуляции (неподвижные и движущиеся объекты,
голоса, мелодии, шумы, запахи и т. д.).
ДИСТАНТНЫЕ РЕЦЕПТОРЫ (англ. distant receptors)
— одна из 2 разновидностей
экстероцепторов (экстероцепторных органов); Д. р. реагируют на раздражения, исходящие от
удаленного от организма объекта (см. Дистальный стимул).
Син. телерецепторы. Таковыми у
позвоночных являются рецепторы глаз и уха. Возникновение Д. р. сделало возможным ориентацию
организма в окружающей среде и целенаправленное передвижение как целого (см. Таксис).
См.
Контактные рецепторы. (Т. П. Зинченко.)
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. differential psychology) раздел психологии,
изучающий индивидуально-психологические различия между людьми. Термин Д. п. введен нем.
психологом В. Штерном (1900). Д. п. изучает как психологические различия конкретных индивидов,
так и типологические различия психологических проявлений у представителей разных социальных,
классовых, этнических, возрастных и др. групп. Сравнительному исследованию чаще всего
подвергаются личностные и интеллектуальные особенности индивида, изучаемые в эксперименте,
определяемые с помощью наблюдения, тестов или анализа результатов самонаблюдения.
Одна из
важных задач современной Д. п., ранее часто ограничивавшейся описанием характера и диапазона
индивидуально-психологических проявлений, заключается в выделении наиболее существенных
параметров организации психической деятельности (измерений, факторов), от которых зависит
Hosted by uCoz