Navigation bar
  Print document Start Previous page
 14 of 640 
Next page End  

вторичных отделов коры больших полушарий элементарная чувствительность у человека сохраняется,
однако он утрачивает способность к анализу и синтезу поступающей информации, что приводит к
нарушению процессов опознания в разных модальностях.
Различают несколько основных видов А.: зрительные, тактильные, слуховые.
Зрительные А. возникают при поражении вторичных отделов затылочной коры. Они
проявляются в том, что человек — при достаточной сохранности остроты зрения
не может узнать
предметы и их изображения (предметная А.), различить пространственные признаки объектов,
основные пространственные координаты (пространственная А.); у него нарушается процесс опознания
лиц при сохранности восприятия предметов и их изображений (А. на лица, или прозопагнозия),
нарушается
способность классифицировать цвета при сохранности цветового зрения (цветовая А.),
утрачивается способность различать буквы (буквенная А.) (этот вид А. лежит в основе одной из форм
нарушения чтения, см. Алексия),
резко сокращается объем одновременно воспринимаемых объектов
(симультанная А.). Характер зрительных А. определяется стороной поражения и локализацией очага в
пределах вторичных корковых полей затылочных отделов больших полушарий и прилегающих к ним
теменных и височных областей.
Тактильные А.
возникают при поражении вторичных корковых полей теменной доли левого
или правого полушария и проявляются в виде расстройства опознания предметов на ощупь
(астереогнозия)
или в нарушении узнавания частей своего тела, нарушении
схемы тела
(соматоагнозия).
Слуховые А.
возникают при поражении вторичных корковых полей височной доли. При
поражении височной коры левого полушария слуховая или слухоречевая А. проявляется в виде
нарушения фонематического слуха, т. е. нарушения способности различать звуки речи, что приводит к
расстройству речи (см. Афазия);
при поражении височной коры правого полушария (у правшей)
возникает собственно слуховая А. — невозможность узнавания знакомых немузыкальных звуков и
шумов (напр.: лая собак, скрипа шагов, шума дождя и т. п.) или амузия — невозможность узнавания
знакомых мелодий, расстройство музыкального слуха. (Е. Д. Хомская.)
АГОНИСТИЧЕСКИЙ БУФЕР (англ. agonistic buffer)
форма поведения в сообществах
животных, направленная на торможение агрессии противника. Напр., Диг и Крук (Deag I. M., Crook J.
Н., 1971), предложившие этот термин, сообщили о наблюдавшихся у макак случаях, когда агрессия
гасилась тем, что один из противников брал на руки детеныша. (Б. М.)
АГОНИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ (англ. agonistic behavior)
воинственное поведение. Во
многих контекстах является синонимом термина «агрессивное поведение», но имеется тенденция и к
более широкому пониманию с включением в него фактов активной обороны. (Б. М.)
АГОРАФОБИЯ (от греч. agore
рыночная площадь + phobos
страх) навязчивый страх по
отношению к нахождению на открытом месте, площади, улице и/или по отношению к скоплению
людей. См. Навязчивые состояния, Фобии.
АГРАММАТИЗМ (от греч. agrammatos нечленораздельный) ошибки в грамматическом
построении активной речи (экспрессивный А.) и в понимании значения грамматических конструкций,
выражающих семантические отношения с помощью флексий (брат отца), предлогов (под, над), союзов
(хотя, несмотря на и т. д.) и порядка слов (платье задело весло и весло задело платье) (импрессивный
А.). А. у взрослых возникает при различных формах афазии как проявление нарушений речи.
А. у детей может наблюдаться на ранних этапах развития речи, а также при нарушениях слуха,
препятствующих речевому общению и усвоению сложных грамматических форм языка.
Явления А. м. б. обнаружены как в устной, так и в письменной речи. См. Речи расстройства. (Т.
В. Ахутина.)
АГРАФИЯ (от греч. а отрицат. частица + grapho пишу) нарушения письма,
возникающие при различных расстройствах речи (см. Афазия, Алалия).
Проявляются либо в полной
утрате способности писать, либо в грубом искажении слов, пропусках слогов и букв, неспособности
соединять буквы и слоги в слова и т. д.
А. у детей — одно из проявлений алалии — следствие общего недоразвития речи, связанного с
органическим поражением мозга. Нередко А. у детей обнаруживается при расстройствах речи,
связанных с отклонениями в овладении звуковым составом слова, с нарушением звукового анализа
слов. А. у взрослых — одно из проявлений афазии. В этих случаях форма А. зависит от локализации
поражения мозга и особенностей афазии. При поражении коры левой височной области (у правшей) А.
связана либо с нарушением фонематического слуха,
либо с дефектами слухоречевой памяти. При
сохранном списывании с текста и сохранности графических стереотипов (подпись, написание знакомых
Hosted by uCoz