Navigation bar
  Print document Start Previous page
 142 of 640 
Next page End  

анализа. Результаты Е. э. обрабатываются путем качественного анализа полученных данных.
Один из вариантов Е. э. — психолого-педагогический эксперимент (экспериментальное
обучение),
при котором изучение школьника ведется непосредственно в процессе его обучения и
воспитания, с целью активного формирования психических особенностей, подлежащих изучению (см.
Обучающий эксперимент). См. также Виды наблюдения.
_Ж_
ЖАЖДА см. Ощущения органические.
ЖАНЕ ПЬЕР (Janet, 1859-1947) фр. психолог и психиатр. В 1-й период творчества
разрабатывал г. о. патопсихологические и психиатрические проблемы (неврозов,
психастении,
психастенического характера, психических автоматизмов и др.). Во 2-й период творчества (с 1920-х)
создал оригинальную общепсихологическую концепцию, в которой центральное место занимала
категория «действие». В отличие от бихевиористов, Ж. рассматривал психическое как составную часть
поведения (действий). Психическое м. б. «подготавливающей» частью действия (желание), регулятором
действий (чувства),
«неполным» действием (мышление).
В целом Ж. считает психические процессы
человека результатом интериоризации вначале вполне внешних, практических действий, которые
имеют социально значимый характер. Так, высшая (специфически человеческая) память (память-
воспоминание, память-рассказ) появляется как действие, изобретенное людьми в ходе их исторического
развития для передачи друг другу важных сообщений, влияния на др. людей, их объединения для
выполнения той или иной задачи и т. п. Впоследствии идущий со стороны др. людей приказ совершить
акт памяти превращается в самоприказ. Такая память отличается от памяти-«реминисценции» (низшей,
непроизвольной памяти) своим произвольным характером. Идеи Ж. оказали значительное влияние на
фр. психологию XX в. (Ж. Пиаже,
А. Валлон и др.), а также на идеи культурно-исторической
концепции Л. С. Выготского. (Е. Е. Соколова.)
ЖЕЛАНИЕ (англ. wish; desire) одна из форм мотивационного состояния. Слово «Ж.» широко
используется как в научной, так и фолк-психологии. Примечательно, что в разработанном А. Вежбицкой
«естественном семантическом метаязыке»,
который «претендует» на то, чтобы представлять
лексические универсалии, наряду с первичными понятиями «знать», «чувствовать», «думать» и
«говорить», есть и универсалия «желать» (или «хотеть»). В психологии также следует выделить
минимум первичных неопределяемых понятий, используя его как базис для определения др.
психологических понятий. Пока же мы вынуждены ограничиться нестрогим сопоставлением близких и
лишь интуитивно ясных понятий. Очевидно, понятие «Ж.» тесно связано с понятиями потребность,
влечение, переживание.
Можно выделить несколько трактовок Ж., далеко неполно теоретически проработанных. 1. Ж.
как одна из форм психического (субъективного) переживания потребностей, причем не только
органических (ср. Влечение), но и всех прочих, в т. ч. сугубо человеческих. 2. В более точном смысле Ж.
— форма переживания потребности, в которой конкретизированы, «представлены» предмет
потребности (мотив)
и возможные пути удовлетворения потребности. 3. Многие авторы трактуют Ж.
как осознанное влечение, «влечение с сознанием его» (напр., Б. Спиноза, Л. С. Выготский),
что
накладывает дополнительное ограничение (по сравнению с предыдущими трактовками). Т. о., в
приведенных квазиопределениях указываются след. семантические признаки: множество потребностей
(все множество или только часть); интенциональность (предметность, см. Интенция) Ж.; осознанность.
Как правило, совершенно иные признаки приписывают влечениям (драйвам): переживание
органических (или, что эквивалентно, биологических, гомеостатических, витальных) потребностей;
возможность неопредмеченности и неосознанности. Надо полагать, что у животных есть только
биологические влечения и только неосознанные, хотя им нельзя полностью отказать в предметности. З.
Фрейд,
по-видимому, допускал существование как сознательных, так и бессознательных не только
влечений (инстинктивных побуждений), но и Ж. С этой т. зр., под бессознательными Ж. понимаются
такие, которые когда-то являлись сознательными, но, по соображениям цензуры,
были вытеснены в
область подсознательного и продолжают действовать на сознание и через сознание, проявляясь в снах,
оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения (парапраксиях) и пр. Очевидно, что
как Ж., так и влечения м. б. более или менее сильными и длительными. При невозможности
удовлетворения тех и др. возникает состояние фрустрации. (Б. М.)
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ИЛЛЮЗИЯ См. Индуцированное движение.
Hosted by uCoz