Navigation bar
  Print document Start Previous page
 145 of 640 
Next page End  

Заменив «химическое вещество» на опыт, знания,
а «живое вещество» на живое существо, получим
характеристику человеческой Ж. как асимметрию, с постоянным колебанием на острие меча между
познанием и действием, сознанием и деятельностью, умом и сердцем, опытом и его использованием и
т. д. Это более правдоподобное понимание Ж., в т. ч. и духовной, по сравнению с вожделенными
многими поколениями физиологов и психологов равновесием, единством, гомеостазом,
гармонией,
покоем.
Включение в определение Ж. не только движения, энергии, но и устремления, т. е. казалось бы,
субъективного обстоятельства для Ухтомского не случайно. Он неоднократно подчеркивал, что
субъективное не менее объективно, чем т. н.
объективное: «субъективное и объективное идут рука об
руку и соотносительно, непосредственно переходя одно в др. ». «Постоянное устремление», входящее в
определение Ж., это реальность, представляющая собой психику (а м. б. и душу?!),
которую
современник Ухтомского А. Н. Северцов признал фактором эволюции (см. Адаптация).
(В. П.
Зинченко.)
ЖИНКИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1893-1979) известный рос. психолог, представитель
старшего поколения психологов «челпановского призыва». В 1916 г. окончил Московский университет.
Научная деятельность Ж. была связана с психологией и искусством. В 1923 г. он был избран
действительным членом Гос. академии художественных наук (ГАХН). Его интересовали
психологические проблемы эстетической формы, портретной живописи. Наиболее устойчивым был
интерес к киноискусству, в особенности к учебным фильмам. Около 20 лет он преподавал во ВГИКе. С
1947 г. и до конца жизни Ж. работал в Институте психологии АПН СССР (ныне РАО), где сосредоточил
свое внимание на проблемах восприятия и порождения речи, ее экспрессивности, интонационности как
внешней, так и внутренней. Им сформулирована концепция внутренней интонационности, которую он
рассматривал в качестве ведущего звена в формировании письменной речи. Затем Ж. все больше
погружался в изучение механизмов речи, вплоть до ее биомеханики и биодинамики, не оставляя при
этом ее гуманитарной проблематики, связанной порождением речевого высказывания. Его сочинения
подразделяются на след. разделы: от сигнала к знаку и образу; от замысла к слову (речь индивида как
процесс и поступок); от лепета к тексту (становление речевой способности и структура текста).
Исследования Ж. —
яркая страница в отечественной психологии. Их характеризует
междисциплинарность, свойственная трудам его непосредственного учителя Г. Г. Шпета, коллеги и
друга Р. О. Якобсона. Ж. по просьбе А. А. Смирнова в 1960-е гг. возглавил работы над 1-м изд.
настоящего словаря, составил его словник, провел большую содержательную и организационную
работу по его созданию. По независящим от него причинам словарь был издан только 1983 г. Его новая
редколлегия «забыла» отдать должное этой работе. (В. П. Зинченко.)
ЖИТЕЙСКОЕ ПОНЯТИЕ (англ. everyday concept)
— традиционно понимается как
несовершенное, образующееся вне специального обучения, при спонтанном усвоении детьми значения
слова, а потому ограниченное обобщением узкого круга практических явлений понятие-представление,
в котором слиты существенные и несущественные признаки. Син. спонтанное (Ж. Пиаже),
эмпирическое, детское понятие.
Л. С. Выготский считал, что основное различие между Ж. п. и научным заключается в пути их
развития. Ж. п. развивается как бы снизу вверх, от непосредственного сталкивания с вещами, поэтому
ребенок поздно приходит к возможности дать словесное определение (что подтверждается данными
англ. психолога Барренса о большей трудности определения школьниками понятия «брат» по
сравнению с более отвлеченными понятиями). Развитие научного понятия происходит сверху вниз,
начинается со словесного определения, с логических операций, связанных с ним; понятие как бы
«прорастает внутрь». Это различие нельзя преувеличивать, т. к. развитие Ж. п. тесно связано с
развитием научных понятий. Более того, в мыслях, напр. младших школьников, нельзя отделить
понятия, приобретенные в «школе», от понятий, приобретенных «дома», однако «с т. зр. динамики у
них совершенно разная история: слабость одного понятия будет обнаружена как раз там, где др. уже
относительно созрело» (Выготский).
А. Н. Леонтьев также практически отождествляет детское и Ж. п. и противопоставляет их
взрослому, научному. Первые связаны с соответствующей им действительностью «отношением прямой
отнесенности». Так, для ребенка слово «рычаг» выступает как носитель первичного обобщения ряда
конкретных предметов, напр., рукоятки машины, длинной палки, а для взрослого оно значит любое
физическое тело, имеющее 1 точку опоры и 2 точки приложения сил (ср. Деконтекстуализация).
Научное понятие соотносится с предметом «в сложном движении перехода через систему
опосредствующих отношений, т. е. необходимо предполагает наличие развернутого дискурсивного
Hosted by uCoz