Navigation bar
  Print document Start Previous page
 148 of 640 
Next page End  

компенсируются при специальных педагогических воздействиях на детей с З. п. р.
В отличие от олигофрении, при которой наблюдается устойчивое общее недоразвитие психики, у
детей с З. п. р. обычно имеется парциальное (частичное) недоразвитие высших психических функций,
носящее временный характер и преодолеваемое в детском или подростковом возрасте.
Дети с З. п. р. также характеризуются рядом личностных особенностей: недоразвитием
эмоциональной сферы, длительным сохранением игровых интересов и т. д. См. Умственная
отсталость. (В. И. Лубовский.)
ЗАИКАНИЕ (англ. stuttering) нарушение коммуникативной функции речи, проявляющееся в
затруднении устного общения.
Повторение услышанного или заученного текста, чтение вслух и др.
формы репродуктивной экспрессивной речи,
не требующей самостоятельного ее построения, мало
страдают от З. Для З. характерна прерывистая речь с разрывом слова на слоги или звуки (напр.: п-
переход, па-па-пароход),
нередко сопровождающаяся судорогоподобным напряжением мускулатуры
лица.
Чаще всего возникает в дошкольном возрасте,
когда ребенок переходит к развернутой
самостоятельной фразовой речи. Причина З. связана с перенапряжением или травмой н. с. (общая и
речевая перегрузка, детские инфекции, испуг, потрясение и т. д.), приводящими к нарушению
регуляторных механизмов речи. Однако названные причины вызывают З. не у всех детей и не при
всяких условиях. Большую роль играют предрасполагающие факторы: конституциональная или
приобретенная нервность, вегетативная дисфункция и т. п., снижающие устойчивость н. с. ребенка. З. м.
б. связано с неврозами (логоневроз
— невротически обусловленное З.), психическими травмами,
органическими поражениями ц. н. с. и т. д. В некоторых случаях причиной З. является подражание
неправильной речи окружающих.
Для предупреждения З. не следует перенасыщать речевой запас ребенка отвлеченными
понятиями и лексико-грамматическими конструкциями. Непонимание значений слов создает условия
для возникновения З. Лучше всего бороться с З. в период его возникновения, ограничивая речевое
общение с окружающими, но не запретом, а организацией условий, при которых ребенок не должен
поддерживать разговор, отвечать на вопросы и т. д.
Исправление З., основанного на тех или иных особенностях речевого развития, — задача
логопедии.
Если же З. наступает от шоков и травм и является одним из симптомов неврозов, то
необходимо лечение у психоневролога.
ЗАКОН БЛОХА (англ. Bloch's law)
субъективная яркость воспринимаемой глазом короткой
вспышки света зависит от произведения интенсивности и длительности стимула, а для порогового
обнаружения вспышки ее яркость и длительность находятся в реципрокных отношениях. Т. о.,
одинаковый эффект м. б. получен как слабым светом, который действует относительно длительное
время, так и интенсивной вспышкой малой длительности. Установлено, что З. Б. строго соблюдается
только в околопороговой области при длительности стимула ниже критической, которая растет в ходе
темновой адаптации, достигая максимума около 0,1 с. Син. закон полной временной суммации. См.
Брока—Зульцера феномен.
ЗАКОН ВЕБЕРА (или закон БугераВебера; англ. Weber's law)
один из законов
классической психофизики, утверждающий постоянство относительного дифференциального порога (во
всем сенсорном диапазоне варьируемого свойства стимула).
В 1729 г. фр. физик, «отец» фотометрии, Пьер Бугер (1698-1758), исследуя способность человека
различать величины физической яркости (или освещенности предмета), установил, что
дифференциальный порог для яркости — минимальный прирост яркости (?I), необходимый для того,
чтобы вызвать едва заметное различие (е. з. р.) в ощущении яркости, — примерно пропорционален
уровню фоновой (сравниваемой) яркости (I), в силу чего отношение (?I / I) — величина постоянная.
Через 100 лет (1831), независимо от Бугера, нем. физиолог и психофизик Эрнст Вебер (1795-
1878) в экспериментах на различение весов, длин линий и высоты звукового тона также обнаружил
постоянство отношения дифференциального порога к фоновой (сравниваемой) величине стимула, т. е.
(?I / I) = const. Вебер обобщил эти данные в виде общего эмпирического закона, получившего название
З. В. Отношение ?I / I называется относительным дифференциальным порогом (или, короче,
относительным порогом), а также дробью Вебера (или константой Вебера). Для различения звуков по
высоте (частоте звукового тона) дробь Вебера является рекордно малой — 0,003, для различения
яркости она примерно равна 0,02-0,08, для сравнения объектов по весу — 0,02, для длин линий — 0,03.
(Подчеркнем, что эти значения сильно меняются в зависимости от др. свойств стимулов: напр., дробь
Вебера для яркости зависит от цвета, длительности, площади, положения, конфигурации стимулов.)
Hosted by uCoz