Navigation bar
  Print document Start Previous page
 152 of 640 
Next page End  

б. больше трех. Однако вышеупомянутые 4 закона предполагают пятистадийную схему. Более того,
логико-семантический анализ работ Выготского (Мещеряков Б. Г., 1998) выявил еще две стадии,
которые принадлежат к имплицитному содержанию этой концепции. Т. о., в концепции Выготского
можно установить след. 7 стадий: 1) натуральная функция; 2) примитивная (доречевая)
интерпсихическая функция; 3) высшая (речевая) интерпсихическая функция; 4) стадия наивной
психологии (она же — магическая); 5) экстрапсихическая функция; 6) спонтанная интрапсихическая
функция; 7) произвольная интрапсихическая функция (или ВПФ в узком смысле). Отсюда можно
сделать вывод, что число законов должно составить шесть.
В расширенной схеме, как минимум, нуждаются в пояснении критерии различения 2-й и 3-й
стадий. К сожалению, в работах Выготского нет однозначного толкования примитивности ВПФ (в
широком смысле). В одних случаях подчеркивается их пассивный характер, в др. — непонимание
психологической функции знаковых средств, в третьих — особенности используемых знаков
(доречевой уровень коммуникации). Более фундаментальным и эвристичным критерием был признан
третий (Мещеряков Б. Г., 2000), что, однако, не исключает использования др. критериев в качестве
дополнительных характеристик стадий и выделения подстадий (напр., подстадий позиционно-
пассивной и позиционно-активной интерпсихической функции, в зависимости от того, какую позицию
занимает ребенок в совместной деятельности). Аналогично, и «магическое отношение» также м. б.
связано с интерпсихической функцией, хотя здесь оно скрыто конвенциональной ролью знака как
средства общения.
Кроме того, заслуживает пояснений след. проблема: как возможно, чтобы после «высшей
интерпсихической функции» следовала «стадия наивной психологии», в отношении которой Выготский
иногда использовал атрибуты «примитивная» и «низшая»? Одна из возможностей парировать это
недоумение подсказана самим Выготским: «Переход от коллективной формы поведения к
индивидуальной на первых порах снижает характер всей операции, включает ее в систему примитивных
функций... Социальные формы поведения сложнее, они развиваются у ребенка раньше; становясь
индивидуальными, они снижаются до функционирования по более простым законам». Примером
регресса может служить малопонятная (внешнему наблюдателю) эгоцентрическая речь: в сравнении с
социальной (коммуникативной) речью она может трактоваться как регресс (декаляж,
в терминах Ж.
Пиаже).
Др. возможность заключается в том, чтобы допустить наличие «магического отношения» к
знакам и на предыдущих стадиях. Использование речи для общения со взрослыми не исключает, напр.,
употребления ребенком речи и в отношении животных, растений и даже неживых предметов; в этом же
смысле м. б. понят и признаваемый Выготским факт т. н. «номинального реализма» (у детей), когда
слово «рассматривается» как одно из свойств предмета в ряду других свойств. Наконец, необходимо
иметь в виду, что возникновение новообразований в ходе развития не предполагает автоматического
отмирания прежних форм. В том понимании психического развития, которое разрабатывал Выготский,
достаточно четко проглядывает идея, что генетически более старые формы поведения перестраиваются
под влиянием новых и продолжают свое развитие. Напр., Выготский писал, что «в мышлении подростка
возникают не только совершенно новые сложные синтетические формы, которых не знает трехлетка, но
и те элементарные примитивные формы, которые приобретает ребенок уже в трехлетнем возрасте, в
переходный период перестраиваются на новых основах».
Представленную семистадийную схему развития ВПФ необходимо воспринимать как уточнение
позиции Выготского, но при этом не забывать о ее гипотетичности и приблизительности (на чем
настаивал и сам автор). Важно, чтобы схема имела эвристическое значение, т. е. могла бы служить для
организации новых исследований, для объяснения и систематизации большого разнообразия фактов,
что, собственно, мы и наблюдаем в данном случае. (Б. М.)
ЗАКОНЫ НАУЧЕНИЯ (англ. laws of learning).
На рубеже XIX-XX столетий амер. психолог Э.
Торндайк (Thorndike, 1874-1949) сформулировал несколько эмпирических обобщений, которые
получили название «принципов научения» или «З. н.». Наиболее часто ему приписывают след. «З. н.».
Закон готовности, или установки (англ. law of readiness): предварительная готовность к акту (в
простейшем случае, стимул-реакция), повышает удовлетворение от его выполнения.
Закон использования (практики) (англ. law of use): акты или ассоциации, которые используются
(упражняются, повторяются), тем самым усиливаются (укрепляются) по сравнению с теми, которые не
используются.
Закон упражнения (англ. law of exercise):
при прочих равных условиях повторение акта
способствует научению и облегчает последующее выполнение акта. Др. словами, «повторенье — мать
ученья».
Hosted by uCoz