Navigation bar
  Print document Start Previous page
 154 of 640 
Next page End  

большого числа учителей и созданию огромного массива научно-методического обеспечения (в виде
программ, методических пособий, учебников), система обучения «по Занкову» стала одной из самых
распространенных в стране систем развивающего обучения.
З. — автор более 150 работ, в т. ч.: «Память школьника» (1944), «Проблемы речи, ее расстройств
и восстановления» (1945), «Память» (1949), «Сочетание слова учителя и средств наглядности в
обучении» (1958, ред.), «Наглядность и активизация уч-ся в обучении (1960), «О предмете и методе
дидактических исследований (1962), «О начальном обучении» (1963), «Дидактика и жизнь» (1968),
«Индивидуальные варианты развития младших школьников» (соред., 1973), «Беседы с учителями» (2-е
изд., 1975), «Обучение и развитие» (соавт. и ред., 1975). (И. А. Мещерякова.)
ЗАПАХ (англ. smell) ощущение, возникающее при воздействии пахучих веществ на рецепторы
слизистой оболочки носовой полости. Обычно З. характеризуют веществом, которое вызывает данное
ощущение. Летучесть пахучих веществ облегчает их проникновение в полость носа. З. классифицируют
по субъективному впечатлению от пахучего вещества. Цваардемакер разделил все З. на 9 классов:
эфирные (ацетон), ароматические (гвоздика), бальзамические (ваниль), амбромускусные (мускус),
чесночные (сероводород), пригорелые (бензол), каприловые (сыр), противные (запах клопов),
тошнотворные (скатол). Хеннинг выделял 6 основных З.: пряный, фруктовый, цветочный, смолистый,
гнилостный, пригорелый. Существует деление З. на сильно пахучие, колющие и вкусовые. Имеется
классификация З., основанная на способности пахучих веществ поглощать ультрафиолетовые лучи.
Качество З. зависит от присутствия в пахучей молекуле особых атомных группировок (эфирной,
фенольной, альдегидной и др.). Смесь пахучих веществ в зависимости от их концентрации и состава
может ощущаться и как новый цельный З., и как З., состоящий из отдельных компонентов. Комбинация
некоторых пахучих веществ не вызывает ощущения З. (напр., перуанский бальзам — иодоформ). См.
Обоняние.
ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ (у животных) (англ. imprinting,
нем. Pragung)
— специфическая форма
научения животных, при которой в очень ранний период жизни в памяти фиксируются отличительные
признаки объектов, вызывающие некоторые наследственные поведенческие акты (см. Инстинкты
животных).
Такими объектами в естественных условиях являются, прежде всего, носители типичных
признаков вида: родительские особи, детеныши одного помета, половые партнеры, а также пищевые
объекты, постоянные враги и т. п. Син. импринтинг, импринтирование, ранняя память, формирование
привязанности. Понятие о З. введено в этологию К. Лоренцом (Lorenz, 1935, 1937).
Наиболее изученная форма З. — «реакция следования» зрелорождающихся птенцов (напр.,
цыплята, утята, гусята) или детенышей млекопитающих (г. о. стадные копытные) за родителями и друг
за другом. Эта реакция обеспечивает сплоченность семьи, возможность охраны и ухода за потомством и
формирование механизмов внутригруппового поведения.
З. возможно лишь в течение определенного, обычно весьма ограниченного периода времени,
называемого сензитивным периодом (или критическим). Процесс З. совершается быстро (часто при
первой же встрече с объектом З.), без пищевого или иного подкрепления. Как правило, результат З. не
поддается в дальнейшем изменению (необратимость З.).
Фиксируемая при З. совокупность признаков объекта приобретает характер постоянно
действующей пусковой ситуации. Одновременно происходит восполнение соответствующего
врожденного пускового механизма недостающими компонентами.
Добавление: Т. о., характерными свойствами З., отличающими его от ассоциативного научения
(типа выработки условного рефлекса),
являются след.: З. имеет место в сензитивный период (как
правило, в первые часы жизни); происходит сразу и без подкрепления; сохраняется длительное время;
при этом не угасает при отсутствии подкрепления; научение практически необратимо, его трудно
переделать (напр., превратить привязанность в избегание) путем ассоциативного научения. Различают
филиальное З. (привязанность к родителям), половое, пищевое, термическое, вокальное З.,
привязанность к «дому» (месту, ландшафту) и т. п.
З. иногда рассматривается как механизм первичной социализации.
Предлагалось перенести это
понятие на формирование привязанности у ребенка (Джон Боулби). В связи с этим заметим, что З. —
это форма облигатного научения (т. е. всеобщее, обязательное и бесплатное образование
привязанностей), которое свойственно преимущественно зрелорождающимся видам. Человеку до них
далеко. Тем не менее у него тоже формируются привязанности, но нет никакого (даже биологического)
смысла, чтобы у человека (и вообще у незрелорождающихся видов) процесс формирования
привязанности был жестко привязан к перинатальному периоду и фатально влиял на всю оставшуюся
жизнь. Говоря метафорически, некоторым видам природа предоставила мораторий и немного свободы
Hosted by uCoz