Navigation bar
  Print document Start Previous page
 156 of 640 
Next page End  

удерживается на уровне сознания в виде отдельных элементов, которые хорошо восстанавливаются при
непосредственном воспроизведении. Однако такое З. не позволяет воспроизводить информацию, если с
момента ее предъявления прошло много времени. Долговременное З. становится возможным, только
если осуществляется повторение 2-го типа, когда запоминаемые элементы активно включаются в
систему ассоциативных (особенно семантических) связей, образующих память. Установление связей
между элементами запоминаемой информации и элементами, уже имеющимися в памяти (кодирование),
— необходимое условие точного долговременного З. (Т. П. Зинченко.)
ЗАПОРОЖЕЦ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ (1905-1981) сов. психолог, ученик Л. С.
Выготского.
В 1930-е гг., будучи членом Харьковской школы психологов, стоял у истоков
деятельностного подхода в психологии,
вместе с А. Н. Леонтьевым разрабатывая проблему
возникновения психики в филогенезе (см. Чувствительность).
Однако главный вклад в теорию
деятельности З. внес своими онтогенетическими исследованиями. Им было показано, что в истоках
любого познавательного процесса ребенка лежат практические действия: так, восприятие представляет
собой свернутое (интериоризированное) «перцептивное действие»,
уподобляющееся основным
свойствам воспринимаемого предмета; мышление возникает первоначально как практическое
(«действенное») обобщение и т. п. Впоследствии им была начата разработка идеи развития эмоций как
овладения действиями по оценке смысла ситуации для субъекта. Процесс интериоризации понимался З.
как превращение во внутренние первоначально внешних форм
ориентировочной деятельности.
Эти
взгляды оказали влияние на формирование концепции предмета психологии как ориентировочной
деятельности в русле деятельностного подхода. На основе обобщения теоретических и практических
(по восстановлению движений у раненых во время Отечественной войны) исследований создал
концепцию возникновения и развития произвольных движений и действий. См. Сенсорные эталоны,
Теория развития восприятия путем формирования перцептивных действий. (Е. Е. Соколова.)
ЗАПРЕДЕЛЬНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ (англ. defensive inhibition защитное, охранительное
торможение) —
торможение,
наступающее тогда, когда сила раздражения переходит границы,
биологически допустимые для организма. З. т. иногда называют парабиотическим (термин Н. Е.
Введенского) или охранительным (термин И. П. Павлова).
(См. также Адаптация сенсорная,
Забывание, Парабиоз, Условный рефлекс.)
ЗАТЕНЕНИЕ (англ. shadowing)
— процедура, применяемая в исследованиях слухового
внимания: испытуемого просят повторять вслух сообщение (как бы «оттенять» его на фоне др.),
передаваемое по одному (специально указываемому) из нескольких «каналов». Напр., при
дихотическом слушании нужно повторять то, что поступает на правое ухо, и игнорировать то, что
поступает на левое. См. также Метод дихотического прослушивания (А. И. Назаров.)
ЗАТЫЛОЧНО-ТЕМЕННОЙ СИНДРОМ см. Синдромы нейропсихологические.
ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ (англ. defense mechanism)
— система регуляторных
механизмов в психике, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных,
травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами,
состояниями тревоги и дискомфорта. Ситуации, требующие З. п., характеризуются реальной или
кажущейся угрозой целостности личности, ее идентичности и самооценке.
Эта субъективная угроза
может порождаться конфликтом противоречивых тенденций внутри личности или несоответствием
поступающей извне информации сложившемуся у личности образу мира и образу Я. З. п. направлена, в
конечном счете, на сохранение стабильности самооценки личности, ее образа Я и образа мира, которая
достигается: 1) устранением из сознания источников конфликтных переживаний или же 2) их
трансформацией т. о., чтобы предупредить возникновение конфликта; 3) к механизмам З. п. относят
также специфические формы реагирования (поведения), снижающие остроту переживания угрозы или
внутриличностного конфликта (см. Конфликт внутриличностный).
Начало исследованиям механизмов З. п. было положено З. Фрейдом,
рассматривавшим их как
формы разрешения конфликта между бессознательными
влечениями и интернализированными
социальными требованиями и запретами, и А. Фрейд, видевшей в них также механизм разрешения
(снятия) внешних конфликтов, адаптации к социальному окружению. Согласно А. Фрейд, механизмы З.
п. являются продуктом индивидуального опыта и научения. В 1940-1950-е гг. были развернуты
исследования З. п. на уровне изучения механизмов трансформаций угрожающего или
конфликтогенного объекта в процессе его восприятия (т. н., перцептивная защита). Всего описано
более 20 видов механизмов З. п. Основные из них:
1) вытеснение — устранение из сознания неприемлемых влечений и переживаний;
2) реактивное образование (инверсия) — трансформация в сознании эмоционального
Hosted by uCoz