Navigation bar
  Print document Start Previous page
 159 of 640 
Next page End  

поведением др. людей. Впервые возникшее при использовании орудий труда опосредствование
человеческой деятельности приводит в дальнейшем к перестройке последней за счет применения З.
Орудийные и знаковые опосредствования составляют специфическую черту деятельности и психики
человека, возникая как средство социальной связи и воздействия на других. З. (напр., словесный),
опредмечивая и объективируя идеальный образ действия, дает возможность человеку преобразовывать
поведение, перестраивать план своей деятельности до осуществления реальных преобразований с
объектом, др. словами, З. становится средством овладения собственным поведением, средством
саморегуляции (Выготский Л. С., Леонтьев А. Н.).
З. выступает в двух планах: в социальном — как продукт истории культуры человеческого рода
и в психологическом — как орудие психической деятельности конкретного человека. З. человеческой
культуры являются язык, письмо, цифры, рисунки, схемы и т. д. Развиваясь и обособляясь в знаковые
системы (естественные языки как средство общения, искусственные и условные языки символики и
формализации в познании и др.), З. из средства передачи общественного опыта превращаются в
средство изменения и совершенствования этого опыта; связанная с этим эвристическая роль З. в
познавательной деятельности возникает на основе временного отвлечения от реального объекта и м. б.
корректно осуществлена при условии проверки итогов формальных преобразований, содержательной
интерпретации их, сопоставления с явлениями внешнего мира. См. Значение, Семантика,
Семантический треугольник, Семиотика.
Добавление:
1.
В генетической психологии рассматривается специфика знаково-символических и
материальных средств в ходе психического развития ребенка. Ребенок через общение со взрослыми
усваивает значение и функцию З., что приводит к перестройке его психики. Когда ребенок начинает
говорить, он овладевает как бы лишь внешней оболочкой языка — ребенку недоступно зрелое
понимание его как знаковой системы. Развитие понимания З. тесно связано с достижениями ребенка во
всех видах его деятельности. Овладение значением З. происходит в игре,
в рисовании и др. видах
деятельности, где возникает необходимость замещения одного элемента действительности др. Ребенок
в разных видах деятельности через взрослого открывает для себя связь между З. и значением, поэтому
З. начинает выступать в основной своей функции — функции замещения. Использование предметов-
заместителей в игре, каракулей и схем — заместителей в рисовании упражняет и развивает
символическую (знаковую) функцию (см. Дооперациональное мышление). (В. С. Мухина.)
2. Культура любое свое достижение превращает в З. То, что не стало З., не м. б.
коммуницировано и никогда не станет фактом культуры, «рассеется как сон, как утренний туман».
Августин, Карл и Шарлотта Бюлеры отмечали, а Выготский и Дж. Верч комментировали поразительное
явление: младенцы порождают З., понятные взрослым. Е. Чудинова обнаружила, что любящая мать к 2-
3-мес возрасту своего ребенка различает более 10 видов его плача. Движение младенца становится
знаковым (помоги!) прежде, чем оно станет исполнительным, достигающим предмет. Иное дело, что
младенец узнает последним, что он породил З. (Выготский). Младенец является творцом культуры,
поскольку он порождает свое слово,
что, по М. М. Бахтину,
характеризует индивидуальность.
Порождаемые младенцем З. представляют собой эмбрион культуры, бурно прорастающий в знаковые
системы, выработанные человечеством, поскольку он уже не вполне натурален, а соприроден. См.
Пролепсис. (В. П. Зинченко.)
ЗНАКОВАЯ ИНДИКАЦИЯ (англ. sign indication)
— один из основных способов кодирования
визуальной информации для передачи ее оператору. Это информация о принадлежности управляемого
объекта к к.-л. классу, о состоянии объекта, о различных его количественных параметрах. При З. и.
качественные и количественные характеристики объектов кодируются цифрами, буквами, простыми
геометрическими фигурами и более сложными условными знаками.
ЗНАКОВОЕ ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ (англ. sign mediation) способ организации человеком
собственного поведения и высших психических функций.
З. о. — ключевое понятие культурно-исторической теории (Л. С. Выготский), рассматривающей
психическое развитие как изменение природы и структуры психического процесса через знак
(преобразование натуральных и непосредственных процессов в культурные и опосредствованные).
Знак как психологический инструмент не имеет готового значения. Значение средства знаку
всегда придается, оно не является физическим (природным) свойством самой вещи. Придание значения
происходит в интерпсихическом действии, где знак занимает промежуточное положение между
ребенком и взрослым, служит посредником в их отношениях, средством координации совместной
деятельности.
З. о. включает моменты обнаружения значения — акты изменения видения ситуации,
Hosted by uCoz