Navigation bar
  Print document Start Previous page
 163 of 640 
Next page End  

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ — см. Фехнер Г. Т.
ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ (англ. zone of proximal development) понятие, введенное
в нач. 1930-х гг. Л. С. Выготским для характеристики связи обучения и развития. З. б. р. определяется
содержанием тех задач, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но уже решает с
помощью взрослого (в совместной деятельности): то, что первоначально делается ребенком под
руководством взрослых, становится затем его собственным достоянием (способностями, навыками,
умениями). Ее наличие свидетельствует о ведущей роли взрослого в психическом развитии ребенка.
Правильно организованное обучение опирается на имеющуюся у ребенка З. б. р., на те
психические процессы, которые начинают складываться у него в совместной деятельности со
взрослыми, а затем функционируют в его самостоятельной деятельности. З. б. р. позволяет
охарактеризовать возможности и перспективу развития. Ее определение
имеет важное значение для
диагностики психического развития ребенка. См. Зоны развития, Обучающий эксперимент, Обучение и
развитие.
ЗОНЫ РАЗВИТИЯ (англ. zones of development)
— семейство понятий, разрабатываемых
различными авторами на основе исходного понятия «зона ближайшего развития» Л. С. Выготского.
Отражают различные возможности и ограничения развития в условиях разных социальных
взаимодействий: зоны вариативного развития — образуются при взаимодействиях ребенка с детьми
из разных возрастных групп и субкультур (А. Г. Асмолов); зоны негативного (подавляющего и
задерживающего) развития, где человек из-за социального противодействия не учится тому, чему мог
бы научиться, и не развивает в себе то, что мог бы развить (Асмолов, А. Н. Поддьяков, E. Diaz); зоны
негативного развития в условиях неправильно оказываемой (напр., чрезмерной) помощи; зоны
ближайшего развития при социальном противодействии то, чему субъект может научиться и
развить в себе в противостоянии с другим (Поддьяков). (А. Н. Поддьяков.)
ЗООПСИХОЛОГИЯ (англ. animal psychology)
раздел психологии; наука о проявлениях,
закономерностях и эволюционном развитии психики животных, об онтогенетическом развитии
психических процессов у животных, о предпосылках и предыстории человеческого сознания.
Син.
психология животных.
З. формировалась в борьбе с антропоморфическими взглядами на психическую активность
животных (см. Антропоморфизм).
Научное изучение психики животных (их восприятия, памяти,
навыков, интеллекта и т. п.) исходит из диалектического единства поведения и психики и основано на
строго объективном анализе структуры деятельности животных. Такой анализ требует также
всестороннего учета экологических и физиологических особенностей изучаемого вида и его
филогенетических связей с др. видами животных, т. к., в отличие от человека, психическая деятельность
животных всегда и всецело детерминируется биологическими факторами (см. Адаптация).
Этим
определяется особенно тесная связь З. с экологией, а также с этологией, нейрофизиологией,
физиологией высшей нервной деятельности и физиологией органов чувств животных, антропологией и
др. науками.
На данных З. (и психологии человека) базируется сравнительная психология.
Особый раздел З.
эволюционная психология изучает развитие и преобразования психической деятельности
животных в процессе эволюции, роль психики как фактора эволюционного процесса.
Значение З. для общей психологии определяется выявлением генетических корней человеческой
психики. Исследования в области З. имеют также большое значение для философии (особенно
гносеологии), антропологии (биологические предпосылки антропогенеза)
и др. наук, как и для
практики животноводства, служебного собаководства, приручения и одомашнивания диких животных в
зоопарках и вивариях, цирковой дрессировки и др.
ЗООСАДИЗМ — см. Садизм.
ЗООФИЛИЯ см. Половые извращения.
ЗРАЧКОВЫЙ РЕФЛЕКС (англ. pupillary reflex) рефлекторное изменение диаметра зрачка в
зависимости от интенсивности падающего на глаз света; это безусловный рефлекс.
При большой
интенсивности света зрачок суживается, при слабом свете — расширяется, что приводит к
регулированию светового потока, падающего на сетчатую оболочку глаза (см. Адаптация зрительная,
Адаптация сенсорная).
З. р. используется для измерения уровня активации субъекта с целью
диагностики его психического состояния.
Установлено, что диаметр зрачка увеличивается с
возрастанием трудности решения задачи. Т. о., З. р. может использоваться как индикатор субъективной
трудности задачи. См. также Внимание. (Т. П. Зинченко.)
ЗРЕНИЕ (англ. vision)
— способность получать и извлекать информацию о мире из энергии
Hosted by uCoz