Navigation bar
  Print document Start Previous page
 169 of 640 
Next page End  

И.), и функцию актеров (выполнение к.-л. ролевых действий по реализации игрового замысла).
Дидактическая И. вид И., организуемой взрослым для решения обучающей задачи.
Дидактическая И. м. б. и ролевой, и И. с правилами. Дидактические И. являются основной формой
обучения детей дошкольного возраста.
С нач. обучения в школе роль И. в психическом развитии ребенка уменьшается, но и в этом
возрасте значительное место занимают различные И. с правилами — интеллектуальные и подвижные
(спортивные). Роль сюжетных моментов становится меньше, но не исчезает совсем. (О. М. Дьяченко.)
ИГРА У ЖИВОТНЫХ —
форма сенсорно-двигательной активности молодых животных (в
период, непосредственно предшествующий половой зрелости) с биологически нейтральными
предметами или партнерами. В И. у ж. совершенствуются сенсорно-двигательные компоненты,
координация основных видоспецифических актов поведения, общение. И. у ж. распространена г. о. у
высших млекопитающих, особенно у хищников и обезьян. В своих высших формах И. у ж. сочетается с
ориентировочно-исследовательским поведением.
ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ (англ. play therapy)
метод психотерапевтического воздействия на
детей и взрослых с использованием игры.
В основе различных методик, описываемых этим понятием,
лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В качестве
психотерапевтического средства игра стала использоваться
в нач. 1920-х гг. в форме игровых
инсценировок-драматизаций (т. н. психодрама, предложенная Я. Морено) для перестройки отношений и
системы переживаний больного человека. В современной психотерапии взрослых игра используется в
групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений,
заданий на невербальные коммуникации, разыгрывания различных ситуаций и др. Игра способствует
созданию близких отношений между участниками группы,
снимает напряженность, тревогу,
страх
перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения,
снимая опасность социально значимых последствий.
И. т. используется также в психотерапии детского аутизма.
Психотерапевтический эффект
игровых занятий достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта
между детьми и терапевтом. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность
в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с
предметами. Различают директивную и недирективную И. т., индивидуальную и групповую игру с
включением в игровую деятельность родителей ребенка и др. варианты И. т. В И. т. используются
разнообразные игрушки, рисование, игры с водой, песком и др. И. т. — один из эффективных методов
детской психотерапии.
ИДЕАЛЬНОЕ (от греч. idea вид, образ) философская категория, противопоставляющая
материальному (т. е. от человека и его деятельности не зависящему бытию природы и общества)
созданные трудом людей, только для людей существующие формы (образы) этого бытия и всю
совокупность их общественных значений,
образующих цели и мотивы сознательной деятельности
человека (см. Артефакт).
Естественные условия своей жизни,
ее средства и предметы человек производит только из
веществ и сил природы, вступая при этом в необходимые, от воли и сознания людей не зависящие
производственные отношения с др. людьми. И именно труд человека придает природным объектам
новые, предметные формы, меняя вид, образ, организацию самих объектов. Объект в предметной
форме, приданной ему исторической деятельностью людей, несет в себе поэтому не только материал и
силу природных процессов, использованных при ее создании: в форме предмета людям представлены
их
же собственные способы и навыки деятельности и общения.
Общественная форма природных
объектов всегда есть и предметная форма собственно общественной, историко-культурной
жизнедеятельности человека — ее предметно закрепленный образ и образец.
Так, создавая свое первое орудие, наши далекие предки использовали физические свойства
кремня, но орудием этот кремень был только в их целенаправленных действиях,
предметно
закрепленных в устойчивых формах общения (см. Антропогенез).
Безотносительно к целям
первобытного человека, он, несмотря на свою «орудийную форму», — просто камень, вещество
природы, разрушающееся от взаимодействия с др. ее веществами. Свойства камня, использованные
человеком в общезначимой форме орудия, как и первозданная природа видимых звезд, «объединенных»
древними скотоводами и мореплавателями в созвездия и ориентирующих в пространстве общественную
жизнедеятельность своих «создателей» благодаря человеческому значению формы созвездия, как и
природные свойства благородных металлов, объективные условия их добычи, сыгравшие свою роль в
превращении золота во всеобщую меру стоимости, как и внутриатомные и внутриядерные силы,
Hosted by uCoz