Navigation bar
  Print document Start Previous page
 178 of 640 
Next page End  

чтения с губ.
Письменная И. р. у слепых заключается в тактильном восприятии рельефного текста,
напечатанного на бумаге или передаваемого читальной машиной, а также в слуховом восприятии
фонических сигналов читальной машины. Дактильная И. р. (см. Дактилология) основана на зрительном
(для глухих) или на осязаемом (для слепых) восприятии обозначений букв. Ср. Экспрессивная речь. (Е.
Д. Хомская.)
ИМПРИНТИНГ — см. Запечатление.
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ (англ. impulsivity;
от лат. impulsio
толчок; в переносном смысле —
побуждение, повод) — особенность поведения человека (в устойчивых формах — черта характера),
заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних
обстоятельств или эмоций.
Импульсивный человек не обдумывает свои поступки,
не взвешивает все
«за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в
своих действиях.
От И. следует отличать решительность, которая тоже предполагает быструю и
энергичную реакцию, но связана с обдумыванием ситуации и принятием наиболее целесообразных и
обоснованных решений. И. преимущественно свойственна детям дошкольного и отчасти младшего
школьного возраста в связи с присущей этому возрасту слабостью контроля за своим поведением.
Совместные игры дошкольников, требующие сдерживания непосредственных побуждений, подчинения
правилам игры, учета интересов др. играющих, способствуют преодолению И. В дальнейшем еще
большую роль в этом отношении играет учебная деятельность.
У подростков И. часто является
следствием повышенной эмоциональной возбудимости, характерной для этого возраста. У старших
школьников и взрослых людей И. наблюдается при большом утомлении, аффекте или некоторых
заболеваниях н. с. См. Гиперактивность детская.
Добавление ред.: 1.
И. вместе с антонимичным термином «рефлексивность» обозначает одно
из предполагаемых измерений сложного конструкта «когнитивный стиль».
Для выявления и
измерения И. разработан ряд тестов и опросников, в частности Matching familiar figure test Кагана и
опросник импульсивности С. и Г. Айзенков. При выполнении теста Кагана испытуемых
классифицируют по скорости и точности ответов на 4 категории: решающих задачи медленно и точно
относят в категорию «рефлексивные»; быстро и неточно — «импульсивные»; др. варианты (быстро—
точно и медленно—неточно) образуют полюса характеристики, которая называется «эффективностью».
2. В последнее время появилось еще одно значение И. (и импульсивного поведения) —
предпочтение менее ценного, но более близкого по времени наступления (менее отсроченного)
подкрепления: «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Против. выбор (более отсроченного, но и
более ценного вознаграждения) характеризуется термином «самоконтроль». Исследования этих форм
поведения проводятся на животных и людях. Данное значение допустимо обозначить термином
«мотивационная И.» (чтобы не путать с описанной выше «операционной И.»). (Б. М.)
ИМПУНИТИВНОСТЬ см. Экстрапунитивность.
ИНВЕРСИЯ (англ. inversion) см. Защита психологическая, Реактивное образование.
ИНВЕРСИЯ СЕКСУАЛЬНАЯ — см. Гомосексуализм.
ИНВОЛЮЦИОННЫЙ (от лат. involutio свертывание) относящийся к процессу обратного
«развития» (деградации, регрессу).
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. individual psychology) направление глубинной
психологии, основанное и разработанное А. Адлером после его разрыва с фрейдизмом. Название «И. п.»
происходит от лат. individuum (неделимый) и выражает идею целостности психической жизни
личности, в частности отсутствия границ и антагонизмов между сознанием и бессознательным.
Через
все проявления любой личности красной нитью проходит ее жизненная линия, направленная на
реализацию жизненной цели (в более поздних работах — смысла жизни). Целью и смыслом жизни
структурируется единый присущий личности жизненный стиль. Цель, смысл и стиль жизни личности
складываются у ребенка в первые 3-5 лет и обусловлены г. о. условиями семейного воспитания.
В качестве движущих сил развития личности И. п. первоначально рассматривала желание
компенсировать возникающее в раннем детстве чувство неполноценности (см. Комплексы
неполноценности и превосходства),
принимавшее форму стремления к власти, могуществу. Позднее
стремление к преодолению внешних обстоятельств, к успеху перестало трактоваться как следствие
первичной неполноценности. Второй движущей силой развития в И. п. выступает социальный интерес
(или чувство общности) — стремление сотрудничать с др. людьми для достижения общих целей.
Социальный интерес имеет врожденные задатки,
но окончательно формируется лишь в ходе
воспитания. Недоразвитие социального интереса становится причиной преступности, наркомании,
неврозов, психозов и др. социальных и психопатологических отклонений. И. п. внесла большой вклад в
Hosted by uCoz