Navigation bar
  Print document Start Previous page
 183 of 640 
Next page End  

воспроизводятся элементы той деятельности (или деятельности в целом), которая существует лишь в
проекте. В этом смысле говорят о проектирующем эксперименте в И. п. И. п. тесно связана также с
эргономикой (см. также Макроэргономика, Микроэргономика, Когнитивная эргономика), научной
организацией труда и технической эстетикой. В России первые исследования инженерно-
психологического типа были проведены в 1920-е гг. в рамках психологии труда и психотехники.
Как
самостоятельная наука И. п. начала формироваться в годы Второй мировой войны, когда опыт
эксплуатации военной техники показал, что ее эффективность и надежность существенно зависят от
«человеческих факторов». Инициаторами создания этого направления выступили амер. и англ.
психологи А. Чапанис, Мак-Фердан, Гарнер, Бродбент и др. В нашей стране вопросы И. п. стали
разрабатываться в нач. 1950-х гг. в связи с развитием некоторых специальных технических задач.
Первые лаборатории И. п. были созданы в Ленинградском ун-те и в Научно-исследовательском ин-те
автоматической аппаратуры (в М.) в 1959 г. См. Оптимизация условий труда оператора.
(В. М.
Мунипов.)
ИНПУНИТИВНОСТЬ — см. Экстрапунитивность.
ИНСАЙТ (от англ. insight проницательность, проникновение в суть) внезапное понимание,
«схватывание» отношений и структуры проблемной, ситуации, нахождение решения задачи. Научение
путем И. открыто В. К¸лером в исследовании поведения шимпанзе в различных проблемных ситуациях
(исследование проводилось во 2-й пол. 1910-х гг. на антропоидной станции, созданной Прусской
академией наук на острове Тенерифе). Ставившиеся проблемы (как правило, доставание вкусной
приманки) могли быть решены только нахождением «обходного пути», применением тех или иных
средств; в некоторых случаях наблюдалось, как после длительных бесплодных попыток решения
проблемы обезьяна переключалась на др. деятельность и во время манипуляций с подручными
предметами неожиданно находила те средства, которые требуются для успешного решения оставленной
задачи и которые она тут же использовала. Иногда решение задачи находилось после периода полного
бездействия, когда обезьяна просто рассматривала данную ситуацию. К¸лер интерпретировал это
поведение как действие интеллекта, состоящее в переструктурировании зрительного поля восприятия в
соответствии с проблемной ситуацией,
в результате которого достигается внутреннее связывание ее
элементов и доселе безразличный объект приобретает функциональную ценность, становясь временным
орудием (см. также Орудийные действия животных, Сенсомоторный интеллект).
Результаты К¸лера ставили под сомнение бихевиористскую концепцию «слепого» научения
путем хаотических проб и ошибок (см. Метод проб и ошибок).
Понятие И. стало одним из ключевых
для гештальт-психологии.
К. Дункер и М. Вертгеймер использовали его для описания того типа
человеческого мышления, при котором решение происходит не в результате восприятия отдельных
частей, а путем мысленного постижения целого. Особое значение придавалось мгновенности
возникновения понимания, осмысленности гипотез в процессе поиска решения.
Собственно механизмы И. до сих пор изучены недостаточно. И. — это скорее феномен, чем
объяснительный принцип. Способность к И. зависит от прошлого опыта, уровня мотивации и пр.
Научение путем И. занимает промежуточное положение между латентным обучением (поскольку
происходит интеграция информации, содержащейся в памяти) и творчеством (поскольку имеет место
спонтанное нахождение нового, оригинального решения). Термин «И.» применяется иногда для
обозначения одного из этапов творческого процесса,
который в схеме Г. Уоллеса следует за этапом
инкубации (созревания), но, строго говоря, является его продуктом. См. также Ага-переживание,
Интуиция, Мышление продуктивное, Эвристика. (И. А. Мещерякова.)
ИНСТИНКТЫ ЖИВОТНЫХ (от лат. instinctus побуждение) генетически закрепленные
формы поведения и психического отражения, общие для всех представителей данного вида.
Приспособительное значение И. ж. заключается в обеспечении выполнения наиболее важных для
существования особи и всего вида жизненных функций: пищевых, защитных, воспроизводительных,
миграционных и т. п. Хотя И. ж. относительно постоянны и автономны по отношению к краткосрочным
изменениям в среде обитания животного, они реализуются в онтогенезе в тесном взаимодействии с
процессами научения.
Так, в ряде случаев признаки объектов, на которые направлены инстинктивные
действия, фиксируются в памяти путем запечатления.
В понятие И. ж. исследователи в разное время вкладывали различное содержание, нередко
противопоставляли это понятие сознанию или обозначали им страсти, импульсивное необдуманное
поведение, животное начало в человеческой психике и т. п. Столь расплывчатая трактовка этого
понятия побудила многих современных исследователей отказаться от его употребления в качестве
научного термина, сохраняя при этом термин «инстинктивное поведение» (действие, движение).
Hosted by uCoz