Navigation bar
  Print document Start Previous page
 186 of 640 
Next page End  

«интеллектуальным возрастом и климатом» семьи, профессией родителей, широтой социальных
контактов в раннем детстве и т. д.
В рос. психологии XX в. исследования И. развивались в нескольких направлениях: изучение
психофизиологических задатков общих умственных способностей (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, Э.
А. Голубева, В. М. Русалов), эмоциональной и мотивационной регуляции интеллектуальной
деятельности (О. К. Тихомиров), когнитивных стилей (М. А. Холодная), как «способности действовать в
уме» (Я. А. Пономарев).
В последние годы развиваются такие новые области исследований, как
особенности «имплицитных» (или обыденных) теорий И. (Р. Стернберг), регуляторные структуры (А.
Пажес), связь И. и креативности (Е. Торренс) и др. (В. Н. Дружинин)
ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ (англ. intellectualizm)
концепции, преувеличивающие роль
познавательных процессов (интеллекта)
в ущерб чувствам или воле.
Виды И.: психологический
(напр., система Гербарта),
этический (напр., сократовская традиция в этических учениях),
педагогический (примат обучения над воспитанием). Л. С. Выготский любил приводить афоризм В.
К¸лера:
«нигде И. не оказывается столь бесплодным, как в понимании интеллекта». Примером
антиинтеллектуалистической теории в психологии может служить теория квазипотребностей К. Левина.
В области гносеологических учений И. (при достаточно широком понимании интеллекта) представлен 2
крайними вариантами: эмпиризм (в т. ч. сенсуализм) и рационализм. (Б. М.)
ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ (англ. intellectuallization).
1. Один из защитных механизмов, состоящий в игнорировании эмоционального содержания
личностной проблемы и в попытке ограничиться сухим, трезвым ее анализом. См. Защита
психологическая.
2. Важная концептуальная единица тезауруса психологической концепции Л. С. Выготского. По
его же определению, И. выражается в том, что ребенок начинает разумно относиться к своей
психической деятельности. Др. словами, функции, которые ранее выполнялись неосознанно и
спонтанно, в дальнейшем развитии могут стать осознанными и произвольными. Этот переход и
называется «И.». Разные функции интеллектуализируются гетерохронно. Последовательность их И., по-
видимому, совпадает с развитием самосознания. Выготский утверждал, что до подросткового возраста
интеллектуализируются все интеллектуальные функции (восприятие, внимание, память,
наглядно-
действенный интеллект), кроме самого интеллекта (мышления дискурсивного).
В развитии высших
психических функций следует различать И. и интериоризацию. (Б. М.)
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ (англ. intellectual).
1. Относящийся к познавательным процессам, способностям, умственным видам деятельности
(напр., И. тест).
2. Отличающийся высоким уровнем развития интеллекта.
ИНТЕНСИВНОСТЬ ОЩУЩЕНИЯ (англ. intensity of sensation)
— количественная
характеристика ощущения,
его сила. И. о. детерминируется в значительной степени интенсивностью
раздражителя, воздействующего на анализатор,
но зависит также и от др. факторов, напр. от
пространственно-временных параметров и субмодальности. Определение конкретного вида
функциональной зависимости И. о. от интенсивности раздражителя осуществляется в психофизике с
помощью специальных процедур объективного и субъективного измерения (см. Измерения в
психологии, Психофизика).
Наиболее известными видами такой зависимости являются
логарифмическая зависимость Г. Фехнера (см. Закон Фехнера) и степенная зависимость С. Стивенса
(см. Закон Стивенса).
И. о. зависит не только от стимульных (внешних) факторов, но и целого ряда
«внутренних» факторов, в частности от функционального состояния анализатора (см. Адаптация
сенсорная).
ИНТЕНЦИОНАЛИЗМ —
учение иезуитов, что «благая» цель оправдывает любые средства (и
способы) ее достижения. См.: Казуистика.
ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ — см. Интенция.
ИНТЕНЦИЯ (от лат. intentio намерение, стремление) имманентная направленность
сознания на свой предмет безотносительно к тому, является ли он реальным или только воображаемым.
История понятия И. восходит к схоластике, различающей реальное и интенциональное (умственное)
существование объекта. В XIX в. понятие И. было вновь введено в философию нем. философом и
психологом Ф. Брентано,
в системе которого И. (интенциональность) является основным свойством
психических феноменов, выступая как их предметная отнесенность в сознании и направленность
сознания на предметное содержание (см. Психология акта).
Понятие И. также разрабатывалось в
«Теории предметности» А. Мейнонга и в феноменологии Э. Гуссерля, в которых наметилась тенденция
Hosted by uCoz