Navigation bar
  Print document Start Previous page
 187 of 640 
Next page End  

к онтологизации интенциональной структуры сознания. В современной западной философии понятие И.
играет существенную роль в неореализме, неотомизме и экзистенциализме, рассматривающих
внутренний мир субъекта в качестве главного предмета философского анализа.
Понятие И. было воспринято в нач. XX в. психологией. В работах Вюрцбургской школы И.
выступает как основное свойство без-образного мышления,
как его сверхчувственное содержание,
обусловленное не всегда осознаваемыми детерминирующими тенденциями и установками личности в
отношении поставленной задачи. Философские системы Брентано и Гуссерля оказали значительное
влияние на т. н. «целостный подход» в психологии (гештальт-психология, целостная психология,
персонализм и т. п.). (А. Б. Орлов)
Добавление ред.: Существует, по меньше мере, 2 способа употребления (и значения) терминов
«И.» и «интенциональность».
1. Интенциональность как «направленность сознания на предмет» (Брентано, Гуссерль).
Сознание всегда есть «сознание о...» (Bewubtsen von...), так что интенциональность составляет
характернейшую черту сознания. Интенциональными являются не только познавательные психические
процессы, но и многие эмоционально-мотивационные. Один и тот же предмет можно одновременно
воспринимать, представлять, любить, желать, ненавидеть и т. д. Интенциональный объект м. б. реально
существующим или вымышленным, осмысленным или абсурдным. См. также Рефлексия.
2. Интенциональность (в более узком и близком к этимологии смысле) есть «направленность на
цель». К примеру, интенциональный аспект анализа действия (деятельности)
— это, по А. Н.
Леонтьеву,
выяснение цели действия (vs. операционный аспект — анализ способа осуществления
действия). И. в таком случае — собственно намерение, целевой замысел действия. Примечательно, что
действия м. б. направлены и на сверхчувственную, трансцендентную цель (религиозный обряд).
Аналогичное понимание И. встречается также в литературоведении и фольклористике (напр., в
книге Й. Луговской «В мире фольклорной прозы: тексты, жанры, повествовательные интенции», 1993),
где И. (намерение, целевая установка) автора или сказителя используются как один из критериев
содержательной типологии текста. (Б. М.)
ИНТЕРАКЦИОНИЗМ (от англ. interaction взаимодействие, воздействие друг на друга).
1. Т. зр. на психофизическую проблему,
утверждающая возможность взаимодействий между
психическими процессами (душой) и физиологическими процессами (телом). Такую т. зр. предлагал Р.
Декарт. Ср. Психофизический параллелизм.
2. Социально-психологические концепции и целое направление, которые придают большое
значение межличностному взаимодействию, общению (интеракции) при объяснении широкого
множества явлений, включая развитие личности. Базируются на теории символического И. амер.
философа Джорджа Мида (Mead, 1863-1931). Ее основные положения сводятся к след. Становление «Я»
(личности индивида) происходит в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом.
Ситуация общения раскрывается как система взаимно ориентированных акций и реакций, развернутых
во времени. Адекватной, с т. зр. сторонников И., и наиболее часто исследуемой моделью таких
ситуаций является игра.
В ней человек выбирает для себя в качестве партнера «значимого другого» и
ориентируется в своих действиях и реакциях на его поведение, на то, как он сам воспринимается
«значимым другим». Формирующееся представление человека о самом себе находится в соответствии с
тем, как его воспринимают др. Центральная мысль интеракционистской концепции состоит в том, что
основным механизмом формирования личности во взаимодействии с др. является установление
контроля действий со стороны того представления о личности, которое складывается у окружающих.
См. Психология социальная.
ИНТЕРЕС (англ. interest)
— потребностное отношение или мотивационное состояние,
побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем
плане. В условиях формирующейся познавательной деятельности содержание И. может все более
обогащаться, включая в себя новые связи предметного мира. Эмоциональный и волевой моменты И.
выступают специфично — как интеллектуальная эмоция и усилие, связанное с преодолением
интеллектуальных трудностей. И. тесно связан с собственно человеческим уровнем освоения
действительности в форме знаний.
И. (особенно учебный) является традиционным предметом
исследования в психологии и педагогике.
И. классифицируются по содержанию, т. е. по их предметной отнесенности; по широте
предметного содержания; по глубине, т. е. по их укорененности в системе потребностных отношений
личности; по устойчивости; по силе; по длительности. И. занимает промежуточное положение в
усложняющемся ряду потребностных отношений человека к миру: он возникает на основе
Hosted by uCoz